ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева Е. А. Руководитель: Буракова Н. К.
Цель исследования: разработать и провести с учащимися систему занятий по профессиональной ориентации Объект исследования – профессиональное самоопределение старшеклассников Предмет исследования – профориентационная работа как фактор продуктивного профессионального самоопределения учащихся
Гипотеза исследования: предполагается, что предлагаемый комплекс занятий по профессиональной ориентации будет: предполагается, что предлагаемый комплекс занятий по профессиональной ориентации будет: способствовать изучению мира профессий; способствовать изучению мира профессий; способность выделять главное для себя при выборе профессии, т.е. сформировывать индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно оценить ситуацию выбора профессии; способность выделять главное для себя при выборе профессии, т.е. сформировывать индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно оценить ситуацию выбора профессии; способствовать сознательному выбору профессии, эффективному профессиональному самоопределению. способствовать сознательному выбору профессии, эффективному профессиональному самоопределению.
Задачи исследования: –провести анализ теоретических исследований по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников; –проанализировать факторы, влияющие на профессиональное самоопределение старшеклассников; –определить экспериментальным путём особенности выбора старшеклассниками будущей профессии. – разработать систему занятий по профессиональной ориентации учащихся; –разработать рекомендации по совершенствованию профориентационной работы со старшеклассниками.
Методы исследования: Анализ теоретических источников по исследуемой проблеме Анализ теоретических источников по исследуемой проблеме Методы наблюдения, опроса, тестирования Методы наблюдения, опроса, тестирования База исследования: Учащиеся Учащиеся школа школа
Глава I Теоретическое обоснование психолого- педагогической проблемы профессионального самоопределения школьников 1.1. Сущность профессиональной ориентации и профессионального самоопределения 1.2. Содержание и методы профориентационной работы в школе Профессиональное самоопределение личности старше классника Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении
Профессиональная ориентация- это целенаправленная деятельность по подготовке молодёжи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определённых профессии и разного уровня квалификации.
Самоопределение- – это относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества. (В.Ф. Сафин)
- это деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда - это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии Профессиональное самоопределение
Процесс профессионального самоопределения включает в себя: Развитие самосознания Формирование системы ценностей Моделирование своего будущего Построение «идеального образа» профессионала
Глава 2. Разработка и проведение занятий с целью профессионального самоопределения старшеклассников 2.1. Исследование особенностей профессионального самоопределения старшеклассников 2.2. Рекомендации по профессиональному самоопределению для учащихся 2.3. Разработка и проведение занятий со старшеклассниками с целью профессионального самоопределения
Основные направления профориентационной работы в школе
Ценностные ориентации; Ценностные ориентации; Интересы; Интересы; Потребности; Потребности; Склонности; Склонности; Способности; Способности; Профнаправленность; Профнаправленность; Черты характера, темперамента; Черты характера, темперамента; Состояние здоровья. Состояние здоровья. Предварительная профдиагностика – важнейший составной компонент профориентации школьников, включает в себя:
Результаты анкетирования учащихся 9 «б» класса на тему «Будущая профессия» 1 тип - Характеризуется повышенной зависимостью от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом, пассивное отношение к выбору профессии - 18% учащихся. 1 тип - Характеризуется повышенной зависимостью от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом, пассивное отношение к выбору профессии - 18% учащихся. 2тип - При достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало дифференцированные склонности – 63% учащихся. 2тип - При достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало дифференцированные склонности – 63% учащихся. 3тип - Способность самостоятельно сделать выбор профессии, который бы соответствовал достаточно выраженным склонностям и способностям – 19% учащихся класса. 3тип - Способность самостоятельно сделать выбор профессии, который бы соответствовал достаточно выраженным склонностям и способностям – 19% учащихся класса.
Результаты исследования профессиональной направленности учащихся 9 классов (проведено психологом школы)
Тематика занятий по профессиональной ориентации 1. Профессиональное самоопределение Цель: Формирование общей готовности к самоопределению, выявление профессиональных интересов и склонностей. 2. Профориентационные игры Цель: расширение представлений о мире профессий и их особенностях. Цель: расширение представлений о мире профессий и их особенностях. 3. Профессиональные предпочтения Цель: выявление сферы предпочтений и отрицаний Цель: выявление сферы предпочтений и отрицаний 4. Проектирование профессионального жизненного пути Цель: дать представление об основах стратегии выбора профессии, дать общую информацию об учебных заведениях, рынке труда 5. Определение типа личности 6. Условия выбора профессии Цель: формировать навыки использования алгоритма принятия решения Цель: формировать навыки использования алгоритма принятия решения
Результаты анкетирования учащихся 9 «б» класса на тему «Будущая профессия» (АПРЕЛЬ-МАЙ 2007г.) 1 тип - Характеризуется повышенной зависимостью от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом, пассивное отношение к выбору профессии - ?учащихся. 1 тип - Характеризуется повышенной зависимостью от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом, пассивное отношение к выбору профессии - ?учащихся. 2тип - При достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало дифференцированные склонности – ?% учащихся. 2тип - При достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало дифференцированные склонности – ?% учащихся. 3тип - Способность самостоятельно сделать выбор профессии, который бы соответствовал достаточно выраженным склонностям и способностям – 27% учащихся класса. 3тип - Способность самостоятельно сделать выбор профессии, который бы соответствовал достаточно выраженным склонностям и способностям – 27% учащихся класса.
Таким образом, гипотеза исследования, заключающаяся в том, что предлагаемый комплекс занятий по профессиональной ориентации будет : Таким образом, гипотеза исследования, заключающаяся в том, что предлагаемый комплекс занятий по профессиональной ориентации будет : способствовать изучению мира профессий, опираясь на неслучайные факторы, формированию адекватного представления о нем; способствовать изучению мира профессий, опираясь на неслучайные факторы, формированию адекватного представления о нем; способность выделять главное для себя при выборе профессии, т.е. сформировывать индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно оценить ситуацию выбора профессии; способность выделять главное для себя при выборе профессии, т.е. сформировывать индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно оценить ситуацию выбора профессии; способствовать сознательному выбору профессии, эффективному профессиональному самоопределению, способствовать сознательному выбору профессии, эффективному профессиональному самоопределению, нашла свое подтверждение.
Профессиональная ориентация – это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам, сложная многогранная проблема Одним из условий продуктивного профессионального самоопределения старшеклассников является целенаправленная профориентационная работа классного руководителя.Профессиональная ориентация – это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам, сложная многогранная проблема Одним из условий продуктивного профессионального самоопределения старшеклассников является целенаправленная профориентационная работа классного руководителя.