Инновационно-технологический центр Малахова Надежда Леонидовна кандидат юридических наук зам. начальника ПЛО ИТЦ Тел: (831)
Что такое интеллектуальная собственность? результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые законом - перечень в 4 части ГК РФ - перечень исчерпывающий
Перечень объектов ИС 1.ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАУКИ, ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА 2.ПРОГРАММЫ ДЛЯ ЭВМ 3.БАЗЫ ДАННЫХ 4.ИСПОЛНЕНИЯ 5.ФОНОГРАММЫ 6.СООБЩЕНИЯ В ЭФИР 7.ИЗОБРЕТЕНИЯ 8.ПОЛЕЗНЫЕ МОДЕЛИ 9.ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ 10.СЕЛЕКЦИОННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ 11.ТОПОЛОГИИ ИНТЕГРАЛЬНЫХ МИКРОСХЕМ 12.СЕКРЕТЫ ПРОИЗВОДСТВА (НОУ-ХАУ) 13. ФИРМЕННЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ
Перечень объектов ИС ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ И ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ 15. НАИМЕНОВАНЕИ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ 16. КОММЕРЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ Неохраноспособны: -идеи -законы физического мира (даже если называются именем первооткрывателя) -рационализаторские предложения -математические методы - правила и методы игр, хозяйственной деятельности - научные теории
Условия охраноспособности Определяются законом 1.Изобретение (ст ГК РФ) техническое решение, относящееся к продукту (устройству, веществу, штамму микроорганизмов, культуре клеток) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств) Охраняется если: - новое (не известно из уровня техники) - имеет изобретательский уровень (для специалиста оно явным образом не следует из уровня техники) - промышленно применимое (может быть использовано в какой-нибудь отрасли экономики
Условия охраноспособности Полезная модель (ст ГК РФ) техническое решение, относящееся к устройству. Охраняется, если: -новое -промышленно применимое Не охраняется, если: касается только внешнего вида изделия и направлено на удовлетворение эстетических потребностей 3. Промышленный образец (ст. 1352) художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Охраняется, если: по существенным признакам образец является новым и оригинальным
Условия охраноспособности Товарные знаки и знаки обслуживания (ст ГК РФ) Обозначение, служащее для индивидуализации товаров или услуг юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Охраняется при условии государственной регистрации Как товарные знаки могут быть зарегистрированы любые обозначения: словесные изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. То есть: рисунки, слова, звуки, формы, мелодии, запахи Главное требование для регистрации – наличие различительной способности, позволяющей отличить товары одного производителя от товаров другого. Кто может быть правообладателем: любое лицо, могущее заниматься предпринимательской деятельностью (юридическое, индивидуальный предприниматель, РФ, субъекты РФ, муниципальное образование). Физические лица – нет (исключение – коллективный товарный знак)
Условия охраноспособности Фирменное наименование (ст ГК РФ) Индивидуализирует юридическое лицо, созданное для занятие предпринимательской деятельностью (коммерческие организации). Некоммерческие организации право на фирменные наименования не имеют Состоит из двух элементов : 1. корпус фирмы (организационно-правовая форма – ООО, ОАО, ЗАО) 2. производное наименование (собственно оригинальное имя – Apple, Ms, ГАЗ…) 6. Коммерческое обозначение (ст ГК РФ) Индивидуализирует не хозяйствующих субъект, а принадлежащее ему имущество – предприятие (торговое, промышленное). Обычно используется для индивидуализации сети однотипных предприятий (Макдональдс, Старбакс, Мишель) Особенность - неразрывно связано с предприятием. Можно «продать» только вместе с предприятием как имущественным комплексом
Условия охраноспособности Наименование места происхождения товара Это наименование географического объекта (местности, поселения), которые известны особыми свойствами производимых там товаров. При этом товары имеют специфику, определяемую особыми характеристиками данной местности – природными условиями или людскими факторами. Например : Русская водка, Вологодское масло, Вологодские кружева, Абрау- Дюрсо, Оренбургский пуховый платок, Боржоми, Ессентуки Охраняется только при условии государственной регистрации – свидетельства Кто может получить свидетельство – любое лицо, чьи товары производятся в данной местности при наличии заключения госоргана Без свидетельства обозначать товары НМПТ нельзя, даже если они также производятся в этой местности! Товары из других регионов не могут индивидуализироваться схожими с НМПТ обозначениями
Различные классификации РИДов -результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (у результатов – автор, средства индивидуализации должны индивидуализировать субъект или объект) - авторское право и право промышленной собственности (авторское право и смежные права, патентное право и право на средства индивидуализации) - нетрадиционные объекты (топологии, селекционные достижения, ноу-хау, единые технологии) - объекты прав, смежных с авторскими (право на исполнение, фонограммы, права организаций эфирного и кабельного вещания, права изготовителя баз данных, права публикатора)
Различные классификации РИДов - 2 Классификация – в чем смысл? 1.Основания охраны объекты авторского права - охраняются в силу факта их создания (регистрация – добровольная) объекты права промышленной собственности – только при условии получения охранного документа от государства (патента или свидетельства) 2. Сроки охраны объекты авторского права - вся жизнь автора + 70 лет объекты прав, смежных с авторскими – 50 лет иные объекты – срок охраны устанавливается законом (изобретения – 20 лет, полезные модели – 10 лет, промышленные образцы – 15 лет, селекционное достижение – 30 лет, топология – 10 лет, товарные знаки и наименования мест происхождения товаров – 10 лет с правом продления)
Практический вопрос: как охранять? Стартовый пункт для размышлений : Один и тот же творческий результат может охраняться в различных формах Вопрос: в какую правовой форму превратить идею? Ответ: правильно выбрать объект ИС, исходя из: 1.Потребностей автора 2.Особенностей правовой охраны конкретного объекта ИС Например: Устройство может охраняться: как изобретение как полезная модель + изобретения : охраняется как ИС везде (полезная модель – в отдельных странах) + полезной модели : не требуется изобретательский уровень, при оценке новизны не учитывается использование модели в других странах
Практический вопрос: как охранять? Способ или вещество может охраняться : 1. как изобретение 2. как ноу-хау Кока-кола! Внешний вид изделия (упаковка) может охраняться: 1. как промышленный образец 2. как товарный знак 3. как объект авторского права (произведение дизайна) Например: выбор между изобретением и ноу-хау – что учитывается: 1.ноу-хау – всегда тайна, патент – открыто публикуется 2.ноу-хау не ограничено по сроку охраны, изобретение – 20 лет 3.Роспатент может отказать в выдаче патента – обоснованно или нет 4.ноу-хау дешевле – нет пошлин за получение патента и его поддержание в силе 5.договоры в отношении изобретения регистрируются, ноу-хау - нет 6.права на изобретение возникают только после регистрации (1-1,5 года)
Что охраняет закон? ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ Объем прав – неодинаков! Зависит - от вида ИС Но всегда есть исключительное право
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО Содержание – статья 1229 ГК РФ. Универсальна, но требует уточнения в зависимости от вида объекта ИС Полномочия: 1.Использование объекта - любым способом 2.Распоряжение правом – отчуждение, лицензия 3.Запрет третьим лицам использовать объект У кого возникает: первоначально у автора или первого владельца. Может перейти по закону или договору (не всегда!)
Иные интеллектуальные права 1.имущественные права (чаще отчуждаемы) -исключительное право -право на получение патента 2.неимущественные права (неотчуждаемы) -право авторства -право на имя -право на неприкосновенность произведения 3.иные права - право на вознаграждение
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО - ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ - ПРАВО РАСПОРЯЖЕНИЯ - ограничения - ПРАВО ЗАПРЕТА - ограничения - ЗАЩИТА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА- как осуществлять? - МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ – теоретическая и практическая проблема. Влияние на содержание договоров - ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ - понятие, правовой статус - ПОНЯТИЕ АВТОРА - ПЕРЕХОД ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА
18 СЛУЖЕБНЫЕ ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА – понятие, особенности ПРЕДЕЛЫ ТРУДОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ – где и как определяются? СЛУЖЕБНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПАТЕНТНОГО ПРАВА – отличие от авторских СВЯЗЬ С ТРУДОВЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ КОНКРЕТНОЕ ЗАДАНИЕ РАБОТОДАТЕЛЯ – в чем выражается? СЛУЖЕБНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВ НА СЛУЖЕБНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ -ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО. ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ПАТЕНТА – кому принадлежат? -ПРЕЗУМПЦИЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ РАБОТОДАТЕЛЮ – исключения возможны? -ПРАВО РАБОТНИКА НА ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ – проблемы реализации - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВ В ТРУДОВОМ И ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВОМ ДОГОВОРАХ
ДОГОВОР ОБ ОТЧУЖДЕНИИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА -ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА – как правильно определить? -СТОРОНЫ ДОГОВОРА -СОВМЕСТНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВОМ – теоретические и практические аспекты. Планируемые новеллы в законодательстве -ФОРМА ДОГОВОРА -РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА. Последствия нерегистрации -МОМЕНТ ПЕРЕХОДА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА
ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР -предмет договора -стороны договора -обязанности лицензиара -обязанности лицензиата -виды лицензионных договоров. Исключительная и неисключительная лицензии -сохранение права лицензиара на использование -сочетание исключительной и неисключительной лицензии в одном договоре
ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР (2) -сублицензии -ответственность за действия сублицензиата -существенные условия лицензионного договора -последствия отсутствия договоренности по существенным условиям -срок действия лицензионного договора -территория лицензии. Сочетание территории лицензии, способов и видов лицензий - возмездные и безвозмездные лицензии
ЛИЦЕНЗИОНЫЙ ДОГОВОР (3) -виды лицензионных платежей. Комбинация видов платежей -роялти. Определение размеров роялти -паушальный сбор -последствия нарушения обязанности по выплате лицензионных платежей -налоговый контроль за размером лицензионных платежей
Благодарю за внимание! Вопросы?