КРИТЕРИИ / СТАНДАРТЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ АККРЕДИТАЦИИ Алматы, март 2009 г. Ш.А.Искакова, эксперт НАЦ МОН РК, директор НИИ проблем качества образования НАО им.Ы.Алтынсарина
Аккредитация (от лат. credo – признавать) признание организации образования на основе оценки соответствия его деятельности установленным стандартам; признание аккредитационного статуса: типа ( высшее профессиональное, среднее профессиональное…) вида (институт, академия, университет) ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Аккредитация организаций образования – процедура признания аккредитационным органом соответствия образовательных услуг установленным требованиям и стандартам с целью предоставления объективной информации об их качестве и подтверждения наличия эффективных механизмов их усовершенствования ( ЗАКОН РК ОБ ОБРАЗОВАНИИ Астана, Акорда, 27 июля 2007 года 319 – III ЗРК) ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Виды аккредитации 1.По структуре: Институциональная Специализированная 2.По территориальному признанию: Национальная Международная 3. По субъекту аккредитационного органа: Государственная аккредитация – признание со стороны государства, предоставляет право на льготы участникам образовательного процесса; Общественная аккредитация – признание общественными казахстанскими, иностранными, международными организациями, не влечет за собой признание со стороны государства.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ Институциональная аккредитация – оценка деятельности организации образования по качественному представлению образовательных программ в соответствии с заявленным статусом ( ЗАКОН РК ОБ ОБРАЗОВАНИИ Астана, Акорда, 27 июля 2007 года 319 – III ЗРК) ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Организации, признание которых считается престижным для аккредитационных агентств Соединенных Штатов Департамент образования США (USDE) Совет по аккредитации высшего образования (CHEA) Ассоциация специализированной профессиональной аккредитации
Критерии USDE Департамент образования США 1.Достижения студентов 2.Учебный план 3.ППС 4.Оборудование 5.Финансовая и административная устойчивость 6.Служба поддержки студентов 7.Набор студентов 8.Продолжительность программ (доводимость студ.) 9.Отношение к жалобам студентов 10.Учет федерального финансирования
Критерии CHEA Совет по аккредитации высшего образования 1.Академическая успеваемость 2.Ответственное отношение к обществу 3.Изменения и улучшения программ 4.Честность 5.Самооценка своей деятельности 6.Возможности финансовых ресурсов и способность персонала для продолжения работы
Критерии аккредитационных агентств WASC (Западная Ассоциация школ и колледжей) 1.Установление (определение) институциональных целей и обеспечение целостности образовательных задач; 2.Достижение образовательных задач через суть функций: обучение и учение, эрудиция и творческая деятельность, помощь в учении студента; 3.Развитие и применение ресурсов и организационных структур для поддержки: ППС и администрации, организационных структур; 4.Улучшение стратегического мышления, планирования и учебного процесса. Стандарты аккредитационных агентств WASC (Западная Ассоциация школ и колледжей)
Критерии аккредитационных агентств NEASC (Ассоциация школ и колледжей Новой Англии) 1.Миссия и цели 2.Планирование и оценка 3.Организация и управление 4.Академическая программа 5.Преподаватели 6.Студенты 7.Библиотека и другие информационные ресурсы 8.Финансовые ресурсы 9.Публичная открытость 10.Честность Стандарты аккредитационных агентств NEASC (Ассоциация школ и колледжей Новой Англии )
Критерии аккредитационных агентств WASC (Западная Ассоциация школ и колледжей) Институциональная эффективность 1.Миссия, цели и задачи. Честность. 2.Планирование, размещение и возобновление ресурсов 3.Ресурсы: человеческие, финансовые, материальные и другие 4.Руководство и управление Обучение и Учение 7.Прием студентов. Службы поддержки студентов. 8.Преподаватели 9.Образовательные программы. Учебный план. Образовательная эффективность 10.Институциональная оценка 11.Оценка учебных достижений студентов. Стандарты аккредитационных агентств MSA-CHE (Ассоциация школ и колледжей Срединных Штатов)
1.Контекст и миссия 2.Студенты 3.Образовательная программа 4.Персональное развитие 5.Научные исследования и развитие 6.Вклад в сообщество 7.Преподавательский состав 8.Ресурсы 9.Связи с корпоративным миром 10.Международное сотрудничество Стандарты аккредитационных агентств EQUIS ( Европейская программа аккредитации «Бизнес школ» )
1.Материально-технические и финансовые ресурсы 2.Содержание образовательных программ 3.Успеваемость 4.Профессорско-преподавательский состав 5.Социальная инфраструктура, поддержка студентов 6.Довузовская подготовка и отбор студентов 7.Востребованность выпускников 8.Научная и научно-методическая деятельность 9.Информационное обеспечение 10.Механизм гарантии качества Стандарты аккредитационных агентств РОССИЯ Государственные стандарты
1.Миссия, цели и задачи 2.Планирование и эффективность 3.Руководство и менеджмент 4.Образовательные программы 5.ППС и эффективность преподавания 6.Студенты 7.Научно-исследовательская работа 8.Финансы 9.Ресурсы: материально-технические, библиотечные и информационные Стандарты аккредитационных агентств КАЗАХСТАН Стандарты Национального Аккредитационного Центра РК
Стандарты аккредитации трех стран КАЗАХСТАНРОССИЯСША Миссия, цели, задачиМеханизм гарантии качества Учет федерального финансирования Планирование и эффективность Довузовск. подготовка и отбор студентов Набор студентов Руководство и менеджмент Востребованность выпускников Продолжительность программ (доводимость) Образовательные программы Содержание образовател. программ Учебный план ППС СтудентыУспеваемостьДостижения студентов НИРНИР и науч-метод.деятСлужба поддержки студ. ФинансыИнформационное обеспечение Финансовая и админ. устойчивость Ресурсы: мат-техн., библ., информац. Материально-техн. И финансовые ресурсы Оборудование Поддержка студ. (соц)Отношение к жалоб.студ
Основные принципы государственной аккредитации в Казахстане, гарантирующие повышение качества высшего образования: 1.Честность, гласность, открытость 2.Развитие общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ 3.Создание независимых общественных аккредитационных агентств