Что собой представляет школа нового поколения как школа, задающая принципиально новую сумму образовательных ориентиров по отношению к школе существующего типа? Подготовили учителя ВСШ 4 Е.В. Краснова О.В. Казакова Подготовили учителя ВСШ 4 Е.В. Краснова О.В. Казакова
Вектор субъектности развитие человеческой индивидуальности; развитие и осознание собственного Я; осознание и развитие индивидуальности, самобытности, авторства ребенка, педагога и образовательного процесса. Вектор диалога становление диалогических взаимоотношений ребенка с культурой; становление диалогического взаимодействия ребенка со взрослым; становление диалога детских субъектностей; становление развитых форм педагогического диалога между взрослыми; становление сетевого диалога школ как индивидуальных педагогических организмов. Вектор развития усложнение личностного развития и межличностного взаимодействия; непрерывное развитие самих школьных образовательных практик и школ как целостных педагогических объединений.
школа мышления школа вопросов школа творчества, школа креативности Школа создающая условия для проявления и реализации детской инициативы школа развития образовательных потребностей школа, в которой важнейшей ценностью является эмоциональное проживание и переживание себя в культуре
школа усилия к пониманию школа диалога мультикультурная школа
школа, в которой доминируют программы открытого типа школа реального действия принципиально деятельностная школа школа содержательного образования школа с высоким потенциалом саморазвития и самообразования
Традиционная школа сумма усвоенных учеником учебных знаний Новая школа способность мыслить, способность вырабатывать свое собственное, способность вести продуктивную исследовательскую
Традиционная школа учитель, задавая вопрос ученикам, заранее знает, какой ответ он хочет на свой вопрос получить. Новая школа учитель задает вопрос, на который нет и не может быть однозначного и заранее определенного ответа, который провоцирует исследовательскую ситуацию как для ученика, так и для учителя.
Традиционная школа видящая и подчеркивающая в человеке возможности исполнителя; усваивает чужой опыт и чужие знания. Новая школа видящая и подчеркивающая в человеке возможности творца; умеет творить, создавать свои собственные знания о мире.
Традиционная школа выстроена по инициативе взрослого мира и ее задачи жестко подчинены идеологии этого взрослого мира; ребенок осваивает то или иное учебное содержание потому, что «так надо». Новая школа готовая идти за детской инициативой и разворачивать свое образовательное содержание с опорой на эту детскую инициативу;
Традиционная школа интеллектуализованна я школа (интеллект информационно– знаниевый, инертный); важно, что усвоил ребенок. Новая школа Эмоционально - интеллектуализованна я школа (интеллект мыслительный, мобильный); важно, что усвоил и пережил ребенок, как откликнулась его душа.
Традиционная школа основной педагогический инструмент - монолог; задача учителя – донести до ребенка какую-то информацию, задача ребенка – эту информацию усвоить. Новая школа основной педагогический инструмент - диалог; не подчинение чужого мнения своему, а непрерывное удержание дистанции между несовпадающими позициями – и развитие собственной позиции
Традиционная школа монокультурность (внедрение в общественное сознание и общественное поведение единых стандартов (одинаковые идеалы, одинаковые ценности)). Новая школа мультикультурность (диалогическое восхождение к другим культурам при условии сохранения и развития собственной культурной уникальности).
Традиционная школа стандартные образовательные программы, предназначенные «к исполнению» Новая школа разнообразие образовательных программ, готовых к саморазвитию и самоизменению в процессе деятельного взаимодействия учителя и ученика.
Традиционная школа ценен непроблемный ребенок, который более или менее успешно вписывается в стандартизованные формы учебного процесса Новая школа ценен проблемный ребенок (одаренный ребенок, нестандартный ребенок и т.п.), потому что только проблемы, создаваемые для педагога нестандартным ребенком – это то, что является стимулом педагогического развития, творчества, стимулом к тому, чтобы педагог по максимуму активизировал все имеющиеся у него педагогические ресурсы.