Тема урока: Безработица и занятость трудовых ресурсов.
Цель урока: 1) сформировать понятие «безработица»,выяснить причины, виды, последствия безработицы; 1) сформировать понятие «безработица»,выяснить причины, виды, последствия безработицы; 2)развивать умение вычислять уровень безработицы и пояснять необходимость государственной политики относительно борьбы с безработицей; 2)развивать умение вычислять уровень безработицы и пояснять необходимость государственной политики относительно борьбы с безработицей; 3)воспитывать экономическое мышление. 3)воспитывать экономическое мышление. Оборудование: Оборудование: учебник, таблица, презентации. учебник, таблица, презентации.
Ход урока Ход урока 1.Организационный момент. 1.Организационный момент. 2.Актуализация опорных знаний учащихся. 2.Актуализация опорных знаний учащихся. Беседа. Беседа. 1)Почему рыночная экономика развивается циклично? 2) Раскройте экономическое содержание малых средних циклов в экономике. 3)Какую информацию надо знать, чтобы составить прогноз экономической активности? Какие показатели наиболее ярко характеризуют фазы экономического цикла? 4)Назовите основные направления государственной политики, направленные на улучшение негативных последствий экономических спадов?
Проверка домашнего задания. Выступление учащегося с сообщением о циклах Н.Кондратьева. Выступление учащегося с сообщением о циклах Н.Кондратьева.
3.Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся. 3.Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся. Каждый из нас мечтает жить в условиях стабильной экономики, которая обеспечивает возможности для успеха и оберегает от неприятностей. Основными проблемами, с которыми сталкивается большинство стран с рыночной экономикой, является безработица и инфляция. Многие экономисты считают безработицу одним из проявлений нарушения макроэкономического равновесия, центральной проблемой современной экономики. Статистические исследования свидетельствуют, что утрата работы- для многих является психологической травмой.
4.Изучение нового материала. Различают такие понятия: Различают такие понятия: 1.Рабочая сила. 1.Рабочая сила. 2.Занятость населения. 2.Занятость населения. 3.Безработица. 3.Безработица.
Занятость населения- это люди, обеспеченные оплачиваемыми рабочими местами Занятость населения- это люди, обеспеченные оплачиваемыми рабочими местами
Безработные – это те, кто не имеют работы, но активно её ищут. Безработные – это те, кто не имеют работы, но активно её ищут.
Безработные + занятые = ЭАН Безработные + занятые = ЭАН ЭАН - (рабочая сила)- население страны в возрасте от 16 лет, которые имеют работу или активно её ищут. ЭАН - (рабочая сила)- население страны в возрасте от 16 лет, которые имеют работу или активно её ищут. К рабочей силе не принадлежат: дети возрастом до 16 лет, студенты дневных отделений вузов, лица без определённого места проживания, лица, находящиеся в тюрьме, психиатрических учреждениях, инвалиды. К рабочей силе не принадлежат: дети возрастом до 16 лет, студенты дневных отделений вузов, лица без определённого места проживания, лица, находящиеся в тюрьме, психиатрических учреждениях, инвалиды.
Безработица – это вынужденная незанятость части ЭАН (трудоспособное население) Безработица – это вынужденная незанятость части ЭАН (трудоспособное население) Задание: вспомните, в каких случаях происходит нарушение равновесия на рынке труда? Задание: вспомните, в каких случаях происходит нарушение равновесия на рынке труда?
Причиныбезработицы Глубокие структурные структурныенарушения в экономике. в экономике. Спады И кризисы в экономике. Изменение в демографическойструктуреНаселения. Сезонные колебания колебанияуровняпроизводстватдельныхотраслейэкономики. Неравномерноеразмещениепродуктивныхсил. Внедрениеновыхтехнологий.
Виды безработицы. безработицы. Фрикционная.Структурная(технологическаябезработица).Циклическая. Работа в группах.
Уровень безработицы. Уровень безработицы = Количество безработных *100%. Количество ЭАН Уровень занятости = Занятое население * 100%. Взрослое население Фактический уровень безработицы рассчитывается как соотношение общего количества безработных (фрикционных + структурных + циклических) к общему количеству рабочей силы, выраженный в процентах.
Задача. Рассчитайте уровень безработицы, если рабочая сила в стране составляет 26 млн. лиц, а безработные – 2.6 млн. лиц.
4.В зависимости от уровня безработицы различают: 1.Полная занятость. 2.Неполная занятость.
5.Закон А. Оукена. Превышение уровня фактической безработицы над его природным уровнем на 1% приводит к сокращению реального ВВП на 2.5% сравнимо с его потенциальным уровнем.
6.Социально-экономические последствия безработицы: Утрата незанятыми работниками квалификации, чувства самоуважения, моральную деградацию. Уменьшение доходов населения, ухудшение условий жизни людей. Увеличение количества психических заболеваний, самоубийств. Социальные потрясения, увеличение преступности, распад семей.
Пути преодоления безработицы: Законодательное регулирование условий найма и использования рабочей силы. Создание новых рабочих мест в государственном секторе. Стимулирование мелкого и среднего бизнеса. Подготовка и переподготовка рабочей силы. Социальная защита безработных. Создание биржи труда и центров занятости.
7.Закрепление новых знаний и умений учащихся. Задача. Фрикционная безработица составляет 3%, структурная 4%, фактическая безработица 12%. Потенциальный ВВП составляет 130 милл. ден. ед. Чему равен фактический ВВП в стране?
8.Подведение итогов урока. Выводы. Приём «Микрофон». Домашнее задание: с
Спасибо за внимание!!! Спасибо за внимание!!!