Методы лингвистического анализа. Текст – исходная точка всякой гуманитарной дисциплины. Бахтин Михаил Михайлович Эстетика словесного творчества. М., 1979:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы лингвистического анализа. методология, метод, методика Пополнять список методов исследования языка можно до бесконечности. Арнольд, И.В. Основы.
Advertisements

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
КАК СОЗДАТЬ ТАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ? … чтобы в образовании был слаженный педагогический ансамбль … чтобы мы всегда находили ключ к разрешению проблем … чтобы.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Концептуальные положения формирования грамматической компетенции обучающихся.
Зачем тебе это надо? Можно участвовать в конкурсах. Можно поступить в институт!
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Коммуникация как объект профессиональной деятельности филолога и составляющая подготовки бакалавра и магистра филологии А.А. Чувакин, д.ф.н., проф., зав.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Организация и проведение научных исследований в библиотеке Е. Б. Артемьева –д-р пед. наук.
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1) Понятие науки и классификация наук 2) Научное исследование 3) Этапы научно-исследовательской работы.
ДИСТАНЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
В структуре научного знания кроме эмпирического и теоретического уровней выделяют метатеоретический уровень науки, который, в свою очередь состоит из.
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 33 г.Калининграда Основные задачи и методы лингвокультурологии.
Занятие : Методы построения теории Методика научного исследования 3 курс, 5 семестр.
Транксрипт:

методы лингвистического анализа

Текст – исходная точка всякой гуманитарной дисциплины. Бахтин Михаил Михайлович Эстетика словесного творчества. М., 1979: 292.

методы лингвистического анализа Понимание текста зависит не только от степени сложности творческого кода, но и от личности читателя, его языковой и филологической компетенции.

понимание текста Понимание – воссоздание концепта текста, осознание авторских стратегий. В сознании адресата появляется когнитивная модель текста. Эту модель нельзя отождествлять с той моделью, которая была у адресанта, автора.

интерпретация текста Интерпретация текста – результат понимания, перевод интерпретатором понятого содержания текста и его концепта в словесную форму: пересказ, анализ, статья…

понятие пресуппозиции Для понимания текста необходимо, чтобы у участников коммуникации были общие пресуппозиции. Пресуппозиция – компонент смысла высказывания, который не выражен словесно, но должен быть истинным, чтобы предложение не воспринималось как семантически аномальное. Пресуппозиции известны участниками коммуникации до начала речевого акта.

понятие пресуппозиции используются термины пресуппозиция, презумпция текста и фоновые знания знание, предваряющее текст, имплицитное (то есть не высказанное), непротиворечивое, позволяющее адекватно воспринять текст.

понятие пресуппозиции Осмысленность высказывания требует, чтобы оно было истинным хотя бы в одном из возможных миров.

понятие пресуппозиции Художественный текст ориентирован на субъективную картину мира художника. Эта картина объединяет множество пресуппозиций художника и его коммуникативных целей – возможный мир.

понятие референции Референция – отнесенность к объектам действительности. Знание референциальных характеристик влияет на понимание текста. Например, чтобы понять истинна или нет фраза Твои друзья любят тебя, необходимо знать, кого обозначают слова тебя, твои, друзья.

понятие референции Сидит извозчик, как на троне, Из ваты сделана броня, И борода, как на иконе, Лежит монетами звеня. А бедный конь руками машет, То вытянется, как налим, То снова восемь ног сверкают В его блестящем животе. Николай Заболоцкий «Движение» То, что мы понимаем как аномалию, как ошибку, в ином возможном мире может быть истинным. Референт текста Н. Заболоцкого – мир движения, альтернативный миру покоя.

понятие референции Сидит извозчик, как на троне, Из ваты сделана броня, И борода, как на иконе, Лежит монетами звеня. А бедный конь руками машет, То вытянется, как налим, То снова восемь ног сверкают В его блестящем животе. Николай Заболоцкий «Движение» Высказывания У коня нет рук У коня четыре ноги истинны в границах мира покоя.

понятие референции Сидит извозчик, как на троне, Из ваты сделана броня, И борода, как на иконе, Лежит монетами звеня. А бедный конь руками машет, То вытянется, как налим, То снова восемь ног сверкают В его блестящем животе. Николай Заболоцкий «Движение» В мире движения неразличимы руки и ноги; количество ног бегущего коня пропорционально скорости движения.

понятие референции Сидит извозчик, как на троне, Из ваты сделана броня, И борода, как на иконе, Лежит монетами звеня. А бедный конь руками машет, То вытянется, как налим, То снова восемь ног сверкают В его блестящем животе. Николай Заболоцкий «Движение» Понимание текста – приспособление его смысла к возможному миру читателя

методологическая основа исследования Методологическая основа исследования – основные положения теории (например, философские принципы единства языка и мышления, общего и частного в речи) или предположения выдвигаемой исследователем теории (защищаемая им гипотеза).

научная парадигма В каждую эпоху существуют общие тенденции мысли во всех областях познания. Такими общими стилями мышления могут быть, например, системный, функциональный или антропоцентрический подход, или их сочетание. Парадигма - совокупность общих идей и философских установок.

научная парадигма Парадигма – недостаточно четко определенный общенаучный термин, приблизительно тождественный выражению «методология научного исследования» Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику. – М., 2004: 5

научная парадигма В грамматике термин - «система форм словоизменения» (парадигма склонения или парадигма спряжения). Употребление этого термина в расширительном смысле мотивировано его семантическими связями с такими словами, как «модель», «тип», «образец» Арнольд, И.В. Основы научных исследований в лингвистике / электр. ресурс

научная парадигма Парадигма – взгляд на язык, связанный с определенным философским течением и определенным направлением в искусстве Степанов, Ю.С. В трехмерном пространстве языка. – М., 1985.

научная парадигма Всякий объект для науки представляет собой единство трех сторон: происхождение и развитие до достижения данного состояния; строение объекта на данном уровне его развития; функционирование объекта в качестве компонента более сложной системы Маслова, А. Ю. Введение в прагмалингвистику. - М., 2008: 7

научная парадигма Исследование каждой стороны языка дает основание для крупной научной парадигмы: сравнительно-историческая, системно-структурная и функциональная (антропоцентрическая). Смена парадигмы представляет собой научную революцию.

научная парадигма В настоящее время господствующие парадигмы – функционально-системный подход и антропоцентризм. тезис Людвига Витгенштейна: Мир есть совокупность фактов, а не вещей. В центре внимания – функционирование языка.

научная парадигма Функционально-системный подход требует изучать функции языковых элементов в их взаимодействии с условиями и задачами общения. Арнольд, И.В. Основы научных исследований в лингвистике / электр. ресурс.

научная парадигма Антропоцентрическая парадигма – анализируется человек в языке и язык в человеке Маслова, В.А. Лингвокультурология. - М., 2001: 8.

методологическая основа исследования Характер научной гипотезы влияет на выбор методов, используемых для ее доказательства.

методологическая основа исследования Гипотеза особая форма развивающегося знания; предположение, которое объясняет наблюдаемые явления и нуждается в проверке и доказательстве Арнольд, И.В. Основы научных исследований в лингвистике / электр. ресурс.

методология, метод, методика В научном исследовании необходимо различать методологию, метод и методику. Методика – способ нахождения нового материала, т.е. совокупность приемов наблюдения, эксперимента и описания Арнольд, И.В. Основы научных исследований в лингвистике / электр. ресурс.

методология, метод, методика Метод – подход к изучаемому материалу, его систематизация и теоретическое осмысление Арнольд, И.В. Основы научных исследований в лингвистике / электр. ресурс.

методология, метод, методика Методология применение к процессу познания принципов мировоззрения, т.е. соотнесение полученных данных с другими фундаментальными науками и в первую очередь с философией Арнольд, И.В. Основы научных исследований в лингвистике / электр. ресурс.

Благодарю ЗА БЛАГОСКЛОННОСТЬ -Неужто всё? -Чай, не всё.