Алгоритмические модели Кто есть кто?
I этап. Постановка задачи Описание задачи. В школе учатся четыре талантливых мальчика: Иванов, Петров, Сидоров и Андреев. Один из них – будущий музыкант, другой преуспел в бальных танцах, третий - солист хора мальчиков, четвертый подает надежды как художник. О них известно следующее: 1. Иванов и Сидоров присутствовали в зале консерватории, когда там солировал в хоре мальчиков певец. 2. Петров и музыкант вместе позировали художнику. 3. Музыкант раньше дружил с Андреевым, а теперь хочет познакомиться с Ивановым. 4. Иванов не знаком с Сидоровым, так как они учатся в разных классах и в разные смены.
Цель моделирования Составить таблицу, в которой указать, кто и чем увлекается. Обосновать логику построения таблицы. Формализация задачи. В задаче рассматриваются четыре человека, характеризующиеся своими увлечениями. Результатом решения будет информационная модель, представленная таблицей, в которой указаны их увлечения.
II этап. Разработка модели Составим таблицу, заполним пустые клетки знаками «+»/ «-» и логически обоснуем ход решения. ТанцорХудожникСолистМузыкант Иванов Петров Сидоров Андреев
ТанцорХудожникСолистМузыкант Иванов +--- Петров --+- Сидоров ---+ Андреев -+-- Таким образом, в результате составления модели в виде таблицы и ее анализа мы пришли к выводу, что Иванов – танцор, Петров – солист хора, Сидоров – музыкант, а Андреев – художник.
Самостоятельная работа Задание 1. Однажды в Артеке за круглым столом оказалось пятеро ребят родом из Киева, Одессы, Запорожья, Львова и Ялты: Юра, Толя, Алеша,, Коля и Витя. Киевлянин сидел между ялтинцем и Витей, одессит – между Юрой и Толей, а напротив него сидели львовянин и Алеша. Коля никогда не был в Одессе, а Юра не бывал в Киеве и Ялте, а ялтинец с Толей регулярно переписываются. Определите, в каком городе живет каждый из ребят.
Задание 2* (для отличников!). Трое мальчиков, Григорьев, Капранов и Литвинов, живут на одной улице. Один из них – шахматист, другой – заядлый футболист и болельщик, а третий – известный в микрорайоне любитель всяческих вечеринок. Однажды футболист пришел к другу, чтобы поучиться приемам игры в шахматы, но мама шахматиста сказала, что сын ушел с известной всем личностью на дискотеку. Известно, что Литвинов никогда не слышал о Капранове. Кто есть кто? Подсказка. Начните рассуждения с того, что Литвинов – не шахматист, т.к. шахматист должен знать и футболиста, и любителя вечеринок. Капранов – не любитель вечеринок, потому что его знают все, а Капранова не знает Литвинов.
Задание 3. Составьте фрагмент расписания, состоящего из четырех уроков и удовлетворяющего следующим требованиям: Математика должна быть первым или вторым уроком, пока ученики не устали; Физкультура может быть только последней, чтобы разгоряченные школьники сразу шли домой; Историю можно ставить первым, вторым или третьим уроком; Учитель литературы может дать второй или третий урок.