Роль международных исследований в развитии национальной системы оценки качества образования двадцать лет участия России в международных исследованиях качества образования
Основное содержание 1. Почему более 60 стран мира участвуют в международных сравнительных исследованиях качества общего образования 2. Краткая информация о международных исследованиях качества общего образования 3. Что дает России участие в международных исследованиях качества общего образования 4. В каком направлении развиваются международные исследования
Почему более 60 стран мира участвуют в международных сравнительных исследованиях? Международный симпозиум «Методологические преимущества крупно- масштабных кросс-национальных исследований в области образования (2000 г.): 1. Высокое научное и техническое качество проводимых исследований и вследствие этого высокое доверие к их результатам. Страны используют результаты международных исследований для реформирования системы образования. 2. Во многих странах больше доверия к международным исследованиям, чем к национальным 3. Результаты исследований помогают понять систему образования в стране в сравнении с другими странами 4. Международные исследования способствуют обеспечению качества проведения национальных исследований в области образования 5. В рамках международных исследований наиболее эффективно отрабатываются новые методики и технологии в области оценки качества образования
Международные сравнительные исследования качества общего образования Служба тестирования в образовании (США) - IAEP (1991) Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений - IEA TIMSS (1995, 1999, 2003, 2007, 2008, 2011, 2015 годы) PIRLS (1991, 2001, 2006, 2011 годы) ICCS (1999, 2000, 2008 годы) TEDS (2008 год) ICILS (2012) Организация экономического сотрудничества и развития – OECD PISA (2000, 2003, 2006, 2009 годы) TALIS (2008 год)
Краткая информация об исследованиях Цели и задачи Исследование TIMSS и PIRLS Оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе (4, 8 и 11 классы) Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс) Выявление динамики в результатах (TIMSS: 1995, 1999, 2003, 2007, 2011; PIRLS: 2001, 2006, 2011) Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах Исследование PISA Оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, естествознания и чтения Оценка отношений и учебных стратегий Оценка качества и доступности образования Выявление динамики результатов (2000, 2003, 2006, 2009, 2012) Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах
Что дает России участие в международных исследованиях качества общего образования Полученная в результате данных исследований информация позволяет судить о качестве образования в стране и ее относительном положении в мировой системе образования с учетом международных образовательных стандартов. Аналитический материал о программах, учебниках и требованиях к учебным достижениям школьников в странах мира дает возможность специалистам страны 1. принимать обоснованные решения о реформировании содержания образования и создании российских образовательных стандартов; 2. создавать новые учебники; 3. обновлять программы повышения квалификации учителей
Что дает России участие в международных исследованиях качества общего образования Использование технологий педагогических измерений, разработанных ведущими специалистами мира, позволяет с наибольшим экономическим эффектом создать в России систему оценки качества образования на уровне мировых стандартов. Активное участие России в международных исследованиях и привлечение специалистов из разных организаций и практически всех субъектов РФ способствовало распространению международных стандартов качества педагогических измерений, формированию культуры проведения мониторинговых исследований.
Что дает России участие в международных исследованиях качества общего образования При разработке контрольных измерительных материалов национальных экзаменов (ЕГЭ и ГИА 9) используется система обеспечения качества заданий, применяемая в международных сравнительных исследованиях.
Изменения в системе оценки качества образования в России ЕГЭ и ГИА-9 11 классВведение 9 классВведение Образовательные стандарты Стандарты содержания Минимум содержания, требования к подготовке Предмектные, метапредметные и личностные результаты PIRLS PISA TIMSS
Результаты России в международных сравнительных исследованиях качества общего образования
Направления повышения эффективности использования результатов международных исследованиях качества общего образования в России Комплексное использование результатов проводимых международных исследований для принятия управленческих решений Проведение параллельно с международными исследованиями общероссийских мониторинговых исследований на тех же выборках учащихся Планирование и проведение в рамках международных исследований дополнительных обследований отдельных групп школ или учащихся
В каком направлении развиваются международные исследования качества образования Расширение и углубление областей исследования (PISA – CBA:MA, PS, ERA; FL; PIRLS - PrePIRLS) Организация новых исследований в ранее не изучаемых областях (ICILS) Инициирование новых исследований, связанных с уже проведенными (TEDS+5) Инициирование новых исследований и проведение экспериментальных работ для разработки концепции и методологии исследования (ITL) Обсуждение новых направлений исследований среди стран-участниц (Preprimary)
В каком направлении развиваются международные исследования качества образования Совершенствование методологии и инструментария исследований (повышение качества проведения исследования, введение стандартов качества, использование новых подходов при разработке инструментария, PISA- 2012, theory of planning behavior) Совершенствование теории и практики педагогических измерений в рамках мониторинговых исследований (шкалирование) Расширение сферы научно-практических исследований по результатам проведенных международных исследований
Углубленный анализ результатов международных исследований Анализ результатов стран-участниц Организаторы исследований Например, OECD: Top of the class. High performing learners in PISA 2006 Отдельные страны Например, Германия: What makes the difference Отдельные специалисты Например, Margaret Wu: A comparison of PISA and TIMSS achievement results in Mathematics and Science Анализ результатов отдельных стран Исследовательские группы в странах: Эффективные школы (РАО) Углубленный анализ результатов международного сравнительного исследования PIRLS-2006 (ИРО ГУВШЭ)
Для дополнительной информации Исследования TIMSS, PIRLS сайт Международной Ассоциации по Оценке Учебных Достижений - IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement): : ссылка ссылка на международную базу данных результатов PIRLS ссылка ссылка на международную базу данных результатов TIMSS Исследование PISA сайт Организации Экономического Сотрудничества и Развития - OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development): ссылки ссылки на международную базу данных результатов PISA-2000: PISA-2003: PISA-2006: PISA-2009: Исследовательский институт IEA-ETS Research Institute (IERI). Направление деятельности: - совершенствование методологии исследований; - подготовка специалистов; - распространение результатов. ссылка ссылка на сайт:
Для дополнительной информации Четвертая международная научно- исследовательская конференция IEA IRC – 2010 (г. Гетенборг, Швеция, 1-3 июля 2010 года) Первая научно-практическая конференция PISA Research Conference (г. Киль, Германия, сентября 2009 года)