ПОСТРОЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА © МОУ средняя общеобразовательная школа 25 Авторы: Серебрякова С.В., Левичева М.П., Серова Т.В., Юдина Е.Н., Антонова Е.Ю.
Здоровье Физическое ЗОЖ ЗОЖ Состояние экологии Состояние экологии Психическое(душевное) Любовь Любовь Творчество Творчество Круг общения Круг общения Юмор ЮморСоциальное (духовно- нравственное) Воспитание Воспитание Самовоспи- Самовоспи-тание
Проблемное поле школы учебные перегрузки учащихся учебные перегрузки учащихся «школьные стрессы» «школьные стрессы» вредные привычки учащихся вредные привычки учащихся гиподинамия гиподинамия питание школьников питание школьников «школьные болезни» «школьные болезни» низкая культура здоровья низкая культура здоровья сотрудничество с родителями учащихся по вопросам здоровья сотрудничество с родителями учащихся по вопросам здоровья некомпетентность педагогов в вопросах здоровьесберегающих технологий некомпетентность педагогов в вопросах здоровьесберегающих технологий
Дидактогении Психотравмирующие воздействия на учащихся несовершенный образовательный процесс несовершенный образовательный процесс непрофессиональные действия учителя непрофессиональные действия учителя
Учебная деятельность Система образования Воспитательная деятельность Просветительная деятельность Педагогические работники Ученики Родители
Качества современного учащегося Мобильность Мобильность Коммуникативность Коммуникативность Креативность Креативность Рефлексивность Рефлексивность Лидерство Лидерство Критическое мышление Критическое мышление Толерантность Толерантность ЗДОРОВЬЕЗДОРОВЬЕ
Цель исследования Поиск оптимальной модели здоровьесберегающей среды, обеспечивающей социальное, психическое и физическое здоровье Поиск оптимальной модели здоровьесберегающей среды, обеспечивающей социальное, психическое и физическое здоровье
Объект исследования Процесс сохранения здоровья Процесс сохранения здоровья Процесс укрепления здоровья Процесс укрепления здоровья Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни
Предмет исследования Комплекс условий эффективности функционирования модели здоровьесберегающего пространства Комплекс условий эффективности функционирования модели здоровьесберегающего пространства
Этапы эксперимента Создание структуры модели развивающей, здоровьесберегающей среды Создание структуры модели развивающей, здоровьесберегающей среды Создание комплекса принципов функционирования модели Создание комплекса принципов функционирования модели Разработка проектов по каждому направлению Разработка проектов по каждому направлению Создание механизма регулирования здоровьесберегающей деятельности (управленческая система) Создание механизма регулирования здоровьесберегающей деятельности (управленческая система) Разработка образовательных программ, направленных на формирование ценностных установок в отношении здоровья детей Разработка образовательных программ, направленных на формирование ценностных установок в отношении здоровья детей
Условия функционирования модели здоровьесберегающей среды Организационные Организационные Психолого-педагогические Психолого-педагогические
Принципы построения модели здоровьесберегающей среды Комфортность и безопасность среды Комфортность и безопасность среды Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности Возрастная перспектива Возрастная перспектива Информационная насыщенность Информационная насыщенность Автономность Автономность Эстетичность Эстетичность
Гипотеза эксперимента Создание условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья детей Создание условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья детей Формирование мировоззренческих позиций Формирование мировоззренческих позиций Повышение профессионального уровня педагогов Повышение профессионального уровня педагогов Координация деятельности школы в решении проблемы воспитания здоровой, самодостаточной личности Координация деятельности школы в решении проблемы воспитания здоровой, самодостаточной личности
Ресурсы Материально-технические Материально-технические Информационно-нормативные Информационно-нормативные Научно-методические Научно-методические Социально-психологические Социально-психологические Кадровые Кадровые
Структура модели развивающей и здоровьесберегающей среды Директор школы Заместители директора школы Руководители методических объединений Ученичес- кий актив Обще- школьная конферен- ция Совет школы Совет по стратегии разаития школы Большой педагоги- ческий совет Малые пед- советы Обществен ные органи- зации учителей Совет родителей учащихся Совет учеников школы Админи- стратив- ный совет Научно- методи- ческий совет Группы разра- ботки и реали- зации про- грамм разви- тия школы Эксперт- ные комис- сии Аттестационная комиссия Временные исследова- тельские коллективы Временные творческие группы учителей Методичес- кие объединения Психолого- педагогичес- кий консилиум Школа актива Центр исследован ий и разработок Функцио- нальные службы (логопеди- ческая, психоло- гическая) Методичес- кое объединение классных руководите- лей Служба здоровья Совет мэров Активы классов Советы коллективных творческих дел
Практическая значимость Создание школы нового типа здоровьесберегающей направленности
Стратегия формирования здоровьесберегающего пространства Формирование педагогического и управленческого актива Формирование педагогического и управленческого актива Практико-ориентированный анализ ситуации развития школы Практико-ориентированный анализ ситуации развития школы Разработка предварительного проекта Разработка предварительного проекта Выявление рисков и ограничений Выявление рисков и ограничений Поиск и обеспечение ресурсов Поиск и обеспечение ресурсов Разработка рабочего варианта проекта Разработка рабочего варианта проекта Разработка программы диагностики Разработка программы диагностики Анализ полученных результатов Анализ полученных результатов
Ожидаемые результаты Проект организации эффективной модели Проект организации эффективной модели Апробация здоровьесберегающих технологий Апробация здоровьесберегающих технологий Формирование сознания учащихся на здоровый образ жизни Формирование сознания учащихся на здоровый образ жизни Поддержание здоровьесберегающего потенциала ребёнка Поддержание здоровьесберегающего потенциала ребёнка Совершенствование его физического, психического и социального здоровья Совершенствование его физического, психического и социального здоровья Положительная динамика состояния здоровья ребёнка Положительная динамика состояния здоровья ребёнка Качественные изменения социального и психологического климата учреждения Качественные изменения социального и психологического климата учреждения
Совершенствование методической службы Корректировка методологических подходов модернизации Концептуальное обеспечение Концептуальное обеспечение Технологическое обеспечение Технологическое обеспечение Методическое обеспечение Методическое обеспечение
Критерии оценки Качественные изменения в состоянии физического, психического и социального здоровья Качественные изменения в состоянии физического, психического и социального здоровья Изменения в поведении детей и появление в структуре ценностей – установок на здоровый образ жизни Изменения в поведении детей и появление в структуре ценностей – установок на здоровый образ жизни Изменение в состоянии участников эксперимента (осознание целесообразности и значимости построения здоровьесберегающей среды; овладение здоровьесберегающими технологиями, развитие их рефлексивной культуры, способностей к объективной оценке результатов экспериментальной деятельности) Изменение в состоянии участников эксперимента (осознание целесообразности и значимости построения здоровьесберегающей среды; овладение здоровьесберегающими технологиями, развитие их рефлексивной культуры, способностей к объективной оценке результатов экспериментальной деятельности)