МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗПР. Выполнила учитель-дефектолог МБДОУ 22 г. Королев Лобанова М.Н.
Содержание. 1.Проблема психологической готовности к школьному обучению. 2.Психолого-педагогические исследования готовности детей с ЗПР к школьному обучению. 3.Методы комплексной дифференциальной психологической диагностики детей с ЗПР. 4.Анализ результатов готовности ребенка с ЗПР к школьному обучению.
П сихологическое развитие дошкольников с ЗПР связано с разработкой и решением таких общих психологических проблем, как готовность к школьному обучению и кризис 7 лет. Дети с ЗПР, как правило, оказываются не готовыми к школьному обучению к 7 годам в стандартных условиях.
Исследования: О.Е.Сурина(1986) – особенности восприятия времени детьми с ЗПР. Г.М Капустина(1990) – уровень элементарных математических знаний и умений. Н.Л.Белопольская (1996) – уровень сформированности аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста. М.Н.Фишман(1998) – функциональное состояние головного мозга. У.В.Ульенкова(1999) – актуальные особенности сферы саморегуляции, их потенциальные возможности. Н.В.Бабкина – интеллектуальная и личностная готовность детей с ЗПР к обучению в школе.
Методики. 1 «.Мотивационные предпочтения»(Д.В.Солдатов). 2.Особенности произвольности и мелкой моторики. «Домик»(Н.И.Гуткин). 3.Диагностика мышления и интеллекта. -Обобщение, абстракция, классификация(Р.И.Айзман). -Мыслительные способности.(Л.А.Ясюкова). -«Закономерности» (А.И.Савенков). -Визуально-моторный гештальт-тест Л.Бендера, вариант для детей 6-9 лет в интерприт, Л.А.Ясюковой. 4.Память и внимание. «10 слов»(А.Р.Лурия). 5.Зрительная память: «Шапка-невидимка», «Восстано -ви порядок». 6.Мнестические процессы. Межмодальный перенос. 7.Тактильная и двигательная память. 8.Психомоторное развитие. Пробы Н.И.Озерецкого. 9.Эмоциональные и поведенческие особенности. - «Кактус»(М.А.Панфилова) -«Страхи в домиках»(модификация М.А.Панфиловой) -- «Дом-дерево-человек» -«Кинетический рисунок семьи».
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ ребенка с ЗПР 7-и лет 11мес. -Характерна игровая мотивация, что может стать причиной школьной дезадаптации. -Уровень развития произвольности и мелкой моторики ниже среднего. -Средний уровень развития зрительно-моторной координации. -Трудности с переключением внимания. -Психомоторное развитие ниже среднего уровня. -Инфантильность. -Тревожность. --Трудности в общении.