Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации
Из Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации: Из Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации: «…Мы обязаны внедрить в практику адекватные времени образовательные стандарты. Больше того - содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам…(2004 г.)» «…Правительство должно навести порядок и с содержанием программ профобразования, причем делать это надо совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей, для которых, собственно, и готовятся специалисты…(2006 г.)»
КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года (в разделе «Повышение качества профессионального образования») п/п Краткое содержание мероприятий Сроки реализации Разработка новых государственных образовательных стандартов различных уровней профессионального образования с участием объединений работодателей Разработка и принятие квалификационных (профессиональных) стандартов по областям деятельности с участием объединений работодателей гг. I квартал 2008 г.
Реализация уровневого высшего профессионального образования в Российской Федерации ,5 лет специалист 530 специальностей ВПО Общее среднее (полное) образование Годы обучения 120 направлений подготовки ВПО 4 года бакалавр 2 года магистр 2 года магистр 1 – 1,5 года специалист 4 года бакалавр
Динамика лицензирования основных образовательных программ ВПО различных ступеней
В целях развития уровневого высшего профессионального образования Министерством сделаны шаги, которые способствуют развитию подготовки бакалавров и магистров в Российской Федерации: издан приказ Минобрнауки России от г. 62, обеспечивающий академические свободы вузов при формировании образовательных программ специализированной подготовки магистра; издан приказ Минобрнауки России от г. 62, обеспечивающий академические свободы вузов при формировании образовательных программ специализированной подготовки магистра; принято решение Аккредитационной коллегии Рособрнадзора об упрощенной процедуре аккредитации программ бакалавров, лицензированных на основе родственных аккредитованных программ специалистов (Протокол, ноябрь 2006 г.); принято решение Аккредитационной коллегии Рособрнадзора об упрощенной процедуре аккредитации программ бакалавров, лицензированных на основе родственных аккредитованных программ специалистов (Протокол, ноябрь 2006 г.); развитие уровневого высшего профессионального образования Министерством зафиксировано как важнейший показатель инновационного потенциала вуза при оценке инновационных образовательных программ; развитие уровневого высшего профессионального образования Министерством зафиксировано как важнейший показатель инновационного потенциала вуза при оценке инновационных образовательных программ; формирование конкурентоспособных программ подготовки бакалавров и магистров с лучшими мировыми образцами ставится как важнейшая задача новых федеральных университетов, созданных в Южном и Сибирском федеральных округах. формирование конкурентоспособных программ подготовки бакалавров и магистров с лучшими мировыми образцами ставится как важнейшая задача новых федеральных университетов, созданных в Южном и Сибирском федеральных округах.
В целях обеспечения связи содержания профессионального образования с реальными потребностями промышленности и социальной сферы, развития социального партнерства: разработан проект Федерального закона в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда; разработан проект Федерального закона в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда; разработаны и утверждены постановлением Правительства РФ от Правила разработки, утверждения и введения в действие ГОС ПО, предусматривающие участие в их разработке работодателей; разработаны и утверждены постановлением Правительства РФ от Правила разработки, утверждения и введения в действие ГОС ПО, предусматривающие участие в их разработке работодателей; создан Совет по государственным образовательным стандартам профессионального образования, в состав которого введены представители объединений работодателей (приказ Минобрнауки России от 30 декабря 2004 г. 152); создан Совет по государственным образовательным стандартам профессионального образования, в состав которого введены представители объединений работодателей (приказ Минобрнауки России от 30 декабря 2004 г. 152); разработан механизм внесения изменений в действующие ГОС ПО с учетом требований работодателей (письмо Минобрнауки России от АС-827/03); разработан механизм внесения изменений в действующие ГОС ПО с учетом требований работодателей (письмо Минобрнауки России от АС-827/03); в комиссии по аттестации образовательных учреждений профессионального образования вводятся представители работодателей; в комиссии по аттестации образовательных учреждений профессионального образования вводятся представители работодателей; развивается сотрудничество государственно-общественных организаций в системе профессионального образования с объединениями работодателей. развивается сотрудничество государственно-общественных организаций в системе профессионального образования с объединениями работодателей.
Проекты ФЦПРО 2006 г. 1. Разработка инновационной системы стандартизации и реализации образовательных программ ВПО, отвечающей требованиям вхождения России в общеевропейское образовательное пространство высшего образования. 2. Формирование системы непрерывной подготовки специалистов для атомной отрасли на основе образовательных программ и профессиональных стандартов, разработанных с участием работодателей. 3. Формирование системы непрерывной подготовки специалистов в учреждениях ВПО для авиастроительной отрасли на основе образовательных программ и профессиональных стандартов, разработанных с участием работодателей. 4. Проектирование нового перечня направлений (специальностей) и государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего профессионального образования для динамично развивающихся высокотехнологичных отраслей на основе технологий управления знаниями.
Государственные образовательные стандарты предназначены для обеспечения: качества высшего профессионального образования; качества высшего профессионального образования; единства образовательного пространства Российской Федерации; единства образовательного пространства Российской Федерации; основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования; основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования; признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании. признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.
Динамика изменения академических свобод вузов Российской Федерации в формировании программ подготовки Типовые учебные планы СССР (1988 г) Первое поколение ГОС ВПО ( гг.) Второе поколение ГОС ВПО (2000 г.) Проект ФГОС (2006 г.) ~ 12 % (от объема основной образовательной программы) %20-40 %30-50 %
Предлагаемая двухуровневая структура высшего профессионального образования, в соответствии с проектом закона Направления ВО, по перечню, утверждаемому Минобрнауки России Общее среднее (полное) образование Годы обучения Бакалавр 4 года Магистр 2 года Специалист 5 лет Специальности по перечню, утверждаемому Правительством РФ
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки включают: 1. Общая характеристика направления. 2. Требования к основным образовательным программам подготовки бакалавра, магистра и специалиста: 2.1. Требования к результатам освоения Требования к структуре программы Требования к условиям реализации.
Задачи на ближайшую перспективу: поэтапное формирование проектов ФГОС совместно с работодателями; поэтапное формирование проектов ФГОС совместно с работодателями; создание методологии экспертизы проектов ФГОС перед утверждением; создание методологии экспертизы проектов ФГОС перед утверждением; совершенствование системы контроля качества основных образовательных программ в условиях расширения академических свобод вузов; совершенствование системы контроля качества основных образовательных программ в условиях расширения академических свобод вузов; разработка механизмов планирования и финансирования подготовки специалистов с ВПО различного уровня; разработка механизмов планирования и финансирования подготовки специалистов с ВПО различного уровня; разработка Положения о реализации уровневых образовательных программ высшего профессионального образования. разработка Положения о реализации уровневых образовательных программ высшего профессионального образования.