Общешкольное родительское собрание "Роль семьи в развитии моральных качеств подростка"
«Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что способен сам.» Я. Корчак
В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим.
Вторая группа семей. В отличие от I группы, отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием, в таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определенными положительными качествами можно отметить и отрицательные: лень, упрямство, лицемерие
Третья группа семей. Наиболее характерная их черта конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».
Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи. Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка его взгляды, его отношение к людям в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.
Он должен любить свою Родину, быть патриотом, то есть трудиться на ее благо. Он ценит дружбу и товарищество, с любовью и уважением относится к людям всех рас и наций. Он правдивый и честный, ненавидит эгоизм, стяжательство, тунеядство и несправедливость. Нравственному человеку присущи такие черты характера, как дисциплинированность, организованность, стойкость, мужество, честность, благородство и т. д. Что включает в себя понятие «нравственный человек»?
Нравственный закон - это делать добро и не делать зла Нравственный человек не допустит сделок с совестью. Он не отступит от того, во что верит, в чем убежден. Нравственная чистота - это верность слову, верность дружбе и верность любви. Все эти моральные качества формируются и развиваются в человеке в течение всей его жизни, но основные нравственные черты закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте.
Очень важно в эти годы не оттолкнуть их от себя, не отмахнуться от их вопросов из-за своей занятости или просто нежелания возиться с ними. Один, два, три раза не захочется вам поговорить с ребенком - потом он сам не подойдет к вам. Он будет искать других советчиков, с кем можно обо всем поговорить. И очень часто может получить плохие советы, а родители навсегда утратят возможность влиять на нравственное становление своего чада.
Родители в своих беседах с ребенком не должны быть «верховными судьями», которые все всегда делают только правильно. Вы можете рассказать о своих детских годах, о своих ошибках, о том, к каким последствиям это приводило, о том, чего вы стыдитесь до сих пор. Это поможет разговорить ребенка, поможет ему признаться в своем неблаговидном поступке и в будущем не повторять его.
. Родители должны не упустить того счастливого момента, когда в детях проявляется искра таланта, творческой самобытности, определенные склонности и влечения к какой-либо деятельности. Увидеть эти способности и помочь им развиться, помочь сыну или дочери реализоваться - это значит сделать жизнь своего ребенка по-настоящему счастливой
. Не будьте равнодушными в различных сферах жизни общества и государства: в политической, этической, эстетической и учите этому ребенка. Бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия совершаются многие преступления против человечества. Будьте активны в любых гражданских делах. Пусть вашим девизом станут слова: «Если не я, то кто это сделает?».
Причины конфликтов: непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс; чрезмерная забота родителей о ребенке, разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребенку приходится лавировать между требованиями отца и матери; отношение детей с товарищами, которые приносят родителям «лишние хлопоты»; чрезмерная строгость к ребенку и педагогическая «злопамятность» частые напоминания о прошлых «грехах» ребенка.
Негласные законов воспитания ребенка в семье Законы семьи =
1-й закон единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку. 2-й закон закон значимости похвалы для ребенка. 3-й закон закон трудового участия каждого члена семьи. 4-й закон закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Цель: Определения уровня комфортности ребенка в семье I Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой он живет? а) хорошей организации быта(родители-16%;дети27% б) радости общения(41% родители; дети-55% ) в покоя и защищенности(родители41%; дети16%) II Что более всего заботит вас в семье? а) здоровье детей(родители-99%;дети47%) б) хорошая учеба(родители-0%; дети33%); в) трудовое участие детей в жизни семьи.(родители -1 %; дети19%) III Одинок ли ваш ребенок в семье? а)да (родители-1 %; дети-27%), б) нет(родители-98%; дети66%), в) не знаю(родители 1%; дети-3чел).
IV Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу? а) да(родители-50%; дети63%) б) нет(родители-16%; дети19%); в) не знаю(родители-33%;дети16%) V Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой? а) быть материально обеспеченным(родители-25%;дети33%) в) иметь много друзей,(родители58%; дети41%) г) реализовать свои интеллектуальные возможности(родители-2 чел;дети22%) VI Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье? а) да(родители-66%;дети-63%), б) нет(родители-33%; дети-38%) VII Есть ли у вашего ребенка секреты от своей семьи? а) да,(родители-25%; дети30%) б) нет(родители75%; дети70%) VIII Что для вашего ребенка вечер дома? а) радость общения, возможность быть самим собой,(родители-100%; дети91%) в) мучение и пытка