….Заботиться о здоровье сегодня означает дать себе шанс жить завтра… Формирование здорового и безопасного образа жизни учащихся в начальной школе.
Школа обречена на изменения в изменяющемся мире. Необходимо проектировать вариативное образование, в котором личность воспринимает перемены как норму образования, позволяющего будущим поколениям видеть, предвидеть и успешно действовать в мире технологических, информационных и социальных ускорений. Асмолов А. Шок настоящего Образовательная политика (41). С «Чтоб ты жил в эпоху перемен» Конфуций.
Факторы риска школьной среды Интенсификация учебного процесса и учебные перегрузки Использование педагогических технологий, не прошедших гигиеническую экспертизу Авторитарная педагогика Снижение возраста начала школьного обучения Несоблюдение гигиенических требований к микроклимату, освещенности, ЭМП, учебной мебели, ТСО и др. Нерациональное чередование учебы и каникул Плохая организация школьного питания Гипокинезия школьников
Неблагоприятные факторы, влияющие на здоровье растущего организма Неполноценное питание Факторы риска Дефицит белков Дефицит витаминов Дефицит Макро- и микроэлементов Дефицит ПНЖК (полинена- сыщенные) Состояние экологии Повышенная учебная нагрузка Социально- экономический статус семей Гипокинезия Дефицит массы тела
Динамика показателей общей заболеваемости детей и подростков России (на 100 тыс. детей соответствующего возраста)
МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Организация целенаправленной педагогической деятельности по формированию у младших школьников культуры здорового и безопасного образа жизни; обеспечение условий реализации процесса обучения и воспитания младших школьников по формированию универсальных учебных действий. Цель: Организация целенаправленной педагогической деятельности по формированию у младших школьников культуры здорового и безопасного образа жизни; обеспечение условий реализации процесса обучения и воспитания младших школьников по формированию универсальных учебных действий.
Задачи: 1.конструирование учебно-воспитательного процесса в соответствии с положениями системно-деятельностного, аксиологического и индивидуального подходов; 2. внедрение в практику педагогической деятельности технологии мониторинга психофизического развития, физической подготовленности и образа жизни учащихся;
3. Формирование компетенций младших школьников в области познания уникальности человека, его возможностей и многообразия способов саморазвития и самосовершенствования личности; 4. Формирование эмоционально-рефлексивного стиля поведения; 5. создание в школе системы социального партнерства (совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, администрации) в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников;
6. обеспечение адекватности принятия управленческих решений по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на основе результатов мониторинга физического развития, физической подготовленности и образа жизни учащихся и выявления внутришкольных факторов риска; 7. разработка индивидуальных траекторий развития - программ оздоровления, совершенствования физических качеств, повышения уровня соматического, психического и духовного здоровья.
Когнитивно- смысловой критерий Представление о себе, здоровье и здоровом образе жизни Понимание взаимосвязей в системе «человек - среда обитания» Знание правил здорового образа жизни и последствий не здорового образа жизни Осознание здорового образа жизни как личностной ценности Критерии и показатели ценностной ориентации на здоровый образ жизни.
Эмоционально- волевой критерий Стремление соблюдать правила ЗОЖ Эмоциональная устойчивость Волевая регуляция поведения
Критерии и показатели ценностной ориентации на здоровый образ жизни. Деятельностный критерий Мотивация к саморазвитию и самосовершенствованию Соблюдение правил ЗОЖ Наличие навыков оценки индивидуальных показателей здоровья и ЗОЖ
Критерии и показатели ценностной ориентации на здоровый образ жизни. Рефлексивно- оценочный критерий Умение адекватно оценивать поведение людей и собственное поведение с позиций ЗОЖ Умение устанавливать причинно-следственные связи между образом жизни и уровнем здоровья
Первый этап реализации программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» Анализ уровня ценностной ориентации младших школьников на здоровый образ жизни на основе мониторинга психофизического развития, физической подготовленности и образа жизни учащихся (диагностика основных параметров, характеризующих соматическое, психическое и духовное здоровье учащихся младших классов). Конструирование учебно-воспитательного процесса, ориентированного на формирование КЗиБОЖ младших школьников Конструирование учебно-воспитательного процесса, ориентированного на формирование КЗиБОЖ младших школьников
Второй этап реализации программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» Определение целенаправленной деятельности всех участников образовательной системы по формированию КЗиБОЖ (на уровне школы, учителя, родителя, ученика). Определение целенаправленной деятельности всех участников образовательной системы по формированию КЗиБОЖ (на уровне школы, учителя, родителя, ученика). Выбор методов и форм обучения здоровому образу жизни. Выбор методов и форм обучения здоровому образу жизни. Проектирование системы социального партнерства. Проектирование системы социального партнерства. Диагностика адаптации учащихся к реализуемой образовательной программе Диагностика адаптации учащихся к реализуемой образовательной программе
Третий этап реализации программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» Реализация модели по формированию КЗиБОЖ. Повышение компетенции всех участников образовательного процесса в области самооценки, саморазвития и самосовершенствования. Реализация модели по формированию КЗиБОЖ. Повышение компетенции всех участников образовательного процесса в области самооценки, саморазвития и самосовершенствования. Принятие управленческих решений по дальнейшему формированию КЗиБОЖ на основе анализа результатов мониторинга и выявления несоответствий. Принятие управленческих решений по дальнейшему формированию КЗиБОЖ на основе анализа результатов мониторинга и выявления несоответствий.
Четвертый этап реализации программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» Актуализация цели и задач на основе оценки уровня сформированности компетенций у всех участников образовательного процесса и выявленных несоответствий Актуализация цели и задач на основе оценки уровня сформированности компетенций у всех участников образовательного процесса и выявленных несоответствий
п.7. ООП НОО
Примерный план дополнительной образовательной программы по формированию КЗиБОЖ
система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Таким образом, 35