1 метапредметные образовательные результаты в примерных программах по информатике основной и старшей школы ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
2 Ключевые особенности ФГОС С та ндарты первого поколения были ориентированы на решение основной задачи - сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания. С та ндарты первого поколения были ориентированы на решение основной задачи - сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания. ФГОС : развивающий и прогностический инструмент модернизации системы образования. Значительно расширяется сфера действия и назначение образовательного стандарта. ФГОС : развивающий и прогностический инструмент модернизации системы образования. Значительно расширяется сфера действия и назначение образовательного стандарта.
3 Ключевые особенности ФГОС ФГОС : развивающий и прогностический инструмент модернизации системы образования ФГОС : развивающий и прогностический инструмент модернизации системы образования ПРОГРАММНО-ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ (ПРОЕКТИРОВАНИЕ): разработаны или разрабатываются: Примерная основная образовательная программа основного общего образования Программа развития УУД Программа формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся Программа духовно-нравственного воспитания и развития Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа профессиональной ориентации обучающихся Программа социализации обучающихся Примерные программы по учебным предметам (новая структура) разработаны или разрабатываются: Примерная основная образовательная программа основного общего образования Программа развития УУД Программа формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся Программа духовно-нравственного воспитания и развития Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа профессиональной ориентации обучающихся Программа социализации обучающихся Примерные программы по учебным предметам (новая структура)
4 ФГОС – СОВОКУПНОСТЬ СИСТЕМ ТРЕБОВАНИЙ Требования к результатам образования. Требования к результатам освоения основных образовательных программ - конкретизированные и операционализированные цели образования. Требования к результатам освоения основных образовательных программ - конкретизированные и операционализированные цели образования. Цели образования (развитие личности как основная цель и смысл образования). Цели образования (развитие личности как основная цель и смысл образования). Планируемые результаты освоения основных образовательных программ. Структура требований к результатам Структура требований к результатам требования к метапредметным результатам требования к личностным результатам требования к предметным результатам
5 Обученность, в современном понимании - это готовность к определенной деятельности. сайт Центра оценки качества образования ИСМО РАО -
6 В основе современных понятий о грамотности – владение информационными технологиями, т.е. прежде всего, владение технологией управления и принятия решений на основе применения результатов информационной деятельности (информационные процессы: сбор, сохранение, обработка, анализ, интерпретация информации, коммуникация, информатизация и т.п.).
7 овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений на основе всестороннего использования информации
8 Образовательный стандарт нового поколения: провозглашен выход на личностный, предметный и метапредметный уровень требований к результатам обучения. Метапредметный компонент представлен, но не раскрыт и не отражён системно в учебно-методических комплектах. Общеучебные умения. Функциональная грамотность. Ключевые компетенции. Надпредметные действия. Метапознавательные действия. Универсальные Учебные Действия.
9 Виды УУД Личностные Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание) Познавательные Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблем) Регулятивные Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка) Коммуникативные Коммуникативные (сотрудничество, разрешение конфликтов, формулирование речевых высказываний в соответствии с ситуацией) Компетентностная парадигма (деятельностный подход)
10 УУД в системе общего образования формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты
11 Результаты освоения основной образовательной программы НОО Результаты, подлежащие аттестации(предметные, метапредметные) Результаты, не подлежащие аттестации (личностные) научные знания и представлени я о природе, обществе, человеке, знаковых и информацион ных системах умения учебно-познавательной,исследовательской,практическойдеятельности;обобщенныеспособыдеятельности коммуникативныеиинформационныеумения умениеоцениватьобъектыокружающейдействительности сопределенныхпозиций способность кконтролю исамоконтролю способностьктворческомурешениюучебных ипрактическихзадач ценностные ориентации выпускника характерист ика социальны х чувств индивидуаль ные психологичес кие характеристи ки личности
12 требования к предметным результатам требования к личностным результатам -личностные (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности) -метапредметные (освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями) -предметные (освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира) требования к метапредметным результатам Требования к результатам освоения основных образовательных программ - системообразующий компонент ФГОС
13 Проект ФГОС СПОО: 1) готовность к социальному самоопределению на основе постановки целей и построения жизненных планов в различных сферах деятельности; 2) сформированность умений осознанной саморегуляции в образовательной деятельности определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; 3) готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности 4) навыки исследовательской и проектной деятельности адекватное представление результатов исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий 5) готовность и способность к информационной деятельности метапредметные результы ФГОС НОО: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; и др.
14 метапредметные результы Проект ФГОС СПОО: 6) овладение гипотетико-дедуктивными логическими операциями и основами комбинаторики; 7) сформированность основ социально-критического мышления; 8) осознанное, произвольное и адекватное использование, создание и трансформация различных видов знаково-символических средств, схем, моделей; 9) формирование языкового сознания на основе понимания значения языка в сохранении и развитии духовной культуры.
15 объективное развитие общего образования в метапредметную сферу отсутствие чёткого понятийного аппарата, описывающего МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ компонент общеобразовательного курса, образования вообще
16 МЕТАДАННЫЕ [metadata] - данные о знании данных, сведения о данных, которые хранятся в словарях данных, моделях данных, схемах и др. представлениях. МЕТАЗНАНИЯ [metaknowledge] - знания о знаниях, способность размышлять над своим собственным процессом мышления, рассмотрение проблем сбора, представления, формализации, обработки и синтеза нового знания. МЕТАПОНЯТИЕ [metaentity] - понятие, определяемое перечнем известных и описанных понятий нижнего уровня некоторой классификации. М. применяются для классификации понятий и определения наборов известных понятий для манипуляции с ними. МЕТАПРОГРАММА [metaprogram] - программа, предназначенная для переработки других программ, которые являются данными для М, например компилятор или ассемблер. МЕТАЯЗЫК [metalanguage] - формальный условный язык для формального описания другого языка.
17 Математика Информатика Физика Литература Русский язык История и т.д. Объект. Язык. Знак. Информация. Система. Процесс. Формализация. Модель. Алгоритм. Программа. Управление. Цель. Исполнитель. Источник. Приёмник. Коммуникация и др. используются формируются Понятийный аппарат, имеющий универсальный характер, который может быть применен (и применяется) к объяснению широкого круга явлений из самых различных областей человеческой деятельности – МЕТАПОНЯТИЯ. 40
18 БОЛЕЕ 50 ВЫДЕЛЯТЬ НАЗЫВАТЬ ЧИТАТЬ ОПИСЫВАТЬ ОБЪЯСНЯТЬ ФОРМАЛИЗОВАТЬ МОДЕЛИРОВАТЬ СОЗДАВАТЬ ОЦЕНИВАТЬ КОРРЕКТИРОВАТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРОГНОЗИРОВАТЬ формируются
19 Математика Информатика Физика Литература Русский язык История и т.д. ПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ: ИНФОРМАТИКА СОДЕРЖАНИЕ (ЛИНИИ): ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ Выбор формы, знаковой системы, Универсальных учебных действий, отражающих данные понятия и деятельность в других предметных областях (схемы, модели, опорные таблицы, системы задач и т.п.). МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ модель содержания обучения
20 -разработка принципов формирования содержания общеобразовательного курса информатики, ориентированного на реализацию его метапредметного аспекта (МЕТАПОНЯТИЯ, УУД), -разработка модели содержания обучения информатике для общеобразовательной школы для проектирования достижения предметного, метапредметного и личностного результатов -развитие концепции непрерывного курса информатики с 1-го по 11-ый классы на основе реализации метапредметного потенциала информатики
21 освоение общеобразовательного потенциала информатики, отражающего вклад в формирование современной системно-научной картины мира, развитие на его основе универсальных учебных действий, ИКТ-компетенций
22 ИНФОРМАТИКА: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
23 ИНФОРМАТИКА: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
24 замещение кодирование схематизация моделирование
25 ИНФОРМАТИКА: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
26 ИНФОРМАТИКА: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
27 Н.В.Матвеева и др. начальная школа А.А.Кузнецов, С.А.Бешенков, Е.А.Ракитина, Э.В.Миндзаева 8-9 классы С.А.Бешенков, Е.А.Ракитина классы
28