А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Стилистика и жанр пушкинских страниц.
«Капитанская дочка» - одно из последних произведений А.С. Пушкина, крупнейшее явление его прозы. Повесть появилась 22 декабря 1836 года в четвертом номере пушкинского журнала «Современник».
Фигура мятежного Пугачева его все больше и больше привлекает А.С. Пушкина. Тему эту он решает в двух планах: -в качестве профессионального историка в «Истории Пугачева» - в качестве писателя в «Капитанской дочке».
Народ живо еще помнит кровавую пору, которую – так выразительно – прозвал он пугачевщиною». «История Пугачева»
«…Наш первый изумленный вопрос: как Пушкин своего Пугачева написал – зная? Было бы наоборот, то есть будь «Капитанская дочка» написана первой, было бы естественно: Пушкин сначала своего Пугачева вообразил, а потом – узнал…. Но здесь он сначала узнал, а потом вообразил. Тот же корень, но другое слово: преобразил». Из эссе М.И.Цветаевой «Пушкин и Пугачев»
Значение исторического труда А.С.Пушкина Пушкин первым пробил брешь в указе о предании вечному забвению самого имени Емельяна Пугачева. Он создал первую в России научно-художественную летопись событий Пугачевского бунта. Пушкинское изображение мятежников и событий существенно отличалось от официальной точки зрения на восстание. Пушкин использовал не только официальные источники, но и неопубликованные, в том числе мемуарные, а также записанные им самим.
22 декабря 1836 года повесть «Капитанская дочка» появляется в журнале «Современник». Уже 26 декабря Владимир Федорович Одоевский написал автору: «Вы знаете всё, что я об Вас думаю и к Вам чувствую, но вот критика не в художественном, а в читательском отношении: Пугачев слишком скоро, после того как о нем в первый раз говорится, нападает на крепость; увеличение слухов не довольно растянуто – читатель не имеет времени побояться за жителей Белогорской крепости, когда она уже взята». Как вы понимаете, что поразило Одоевского в повести Пушкина?
Запись в тетрадь: Писателя В.Ф. Одоевского в повести «Капитанская дочка» поразила лаконичность прозы и быстрота сюжетных поворотов и композиционная динамичность. Пушкин создает сопричастность художественного мира повести читателю. Простодушие и живость повествования. Домашний, будничный диалог. Емкость фразы.
Идейно-художественная позиция самого Пушкина была изложена довольно четко в его набросках о литературе, в частности в «Начале статьи о русской прозе»: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат…»
Реализм Реализм – один из творческих методов в литературе и искусстве. Реализм в искусстве – это верность изображения характеров персонажей, их психологии, среды, времени и пр.
Роман Роман – большая форма эпического жанра литературы. Его наиболее общие черты: изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, многоголосие, отсюда большой объем сравнительно с другими жанрами.
Домашнее задание: 1) стр (читать, пересказ) 2) Ответить на вопросы, подтверждая текстом: - Какой смысл имеют эпиграфы ко всей повести и к 1 главе? - От чьего имени ведется рассказ? Зачем Пушкин вводит рассказчика? - Каков был быт дворянской усадьбы 18 века? - В чем заключалось воспитание Петруши Гринева? - Чему научил Гринева первый день на «воле»?