МБОУ «Губинская СОШ» 1 Логические опорные конспекты в обучении географии Шахаева Ирина Борисовна учитель географии Ярмарка педагогических технологий Орехово-Зуевский муниципальный район лок
2 По данным психологов К.К. Платонова и Г.Р. Голубева «от услышанного учащимися в течение урока у них в памяти остается в среднем 10% содержания. От воспринятого через чтение закрепляется 30%. Наблюдение учащимися какого-либо предмета или явления оставляет в их памяти в среднем около 50% воспринятого. Практические действия учащихся с учебным материалом составляют в их памяти в среднем 90% воспринятого».
Результаты психолого – педагогических исследований: Визуалы Кинестетики Аудиалы
89 а9 б
Особенности восприятия визуалов: видеть то, что необходимо запомнить (минимум слов); выделять из общего наиболее значимое (лаконичность); запоминаемая информация должна быть представлена ярко, отличаться от второстепенной (яркость, неожиданность); зрительно увидеть кодированный символ: значок, рамку, стрелку, схему.
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Опорный конспект – это ассоциативный символ(схема, знак, стрелка…), заменяющий некое смысловое значение
ЛОК – это компактное графическое отображение основного учебного материала с указанием логической структуры учебного материала с указанием логической структуры его изложения учителем. его изложения учителем. Назначение Создать у учащихся чёткое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний Разобраться в построении учебного материала, выделить главное выделить главное Показать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания материала Усвоение учащимися основного материала на уроке
Значение опорного конспекта Сжимает информацию Облегчает понимание новой информации Активизирует учащихся Экономит время Упрощает процесс запоминания новых терминов Наглядно демонстрирует связи между природными компонентами Помогает выделять главное Благотворно действует на психологический климат урока Здоровьесбережение
Опорные конспекты Виды опорных конспектов: смысловые ассоциативные аббревиатурные вербальные графические Формы опорных конспектов: схемы таблицы диаграммы ассоциативное поле опорный конспект алгоритмы
ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОК: Конспект урока целесообразно записывать на доске синхронно с изложением содержания; По мере объяснения учащиеся фиксируют ЛОК в своей рабочей тетради; Фиксирование ЛОК учащимися осуществляется параллельно записи его учителем на доске; Составляя ЛОК в ходе изложения содержания материала, учитель акцентирует внимание школьников на главных понятиях, процессах.
Практическое применение: на уроках и во внеурочное время; на уроках разного типа (традиционных и нетрадиционных); на разных этапах урока: объяснение нового материала, закрепления, проверки знаний.
ВОЗДУШНАЯ МАССА – это Большой V воздуха с одинаковыми свойствами влажностью плотностью
14
Опорный конспект по теме: «Природный комплекс»
7 класс Тема «Географическое положение Евразии»
Наша задача на данном этапе урока: найти, назвать, показать, запомнить полуострова Евразии Трудность: мало времени, много полуостровов!
ЕВРАЗИЯ
ДЕЛЕНИЕ НА ЧАСАХ –ЭТО ПОЛУОСТРОВА
Ямал Таймыр Чукотка Камчатка Корея Индокитай Индостан Аравийский Балканский Малая Азия Пиренейский Апеннинский Скандинавский Кольский
Проверь себя ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
23 ЛОК «Общие сведения о реках» 8 класс
Пользуясь схемой, проанализируй и перескажи пройденный материал.
25 Обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся. лок
26 Благодарю за внимание!