Готовность старшеклассников к личностному самоопределению
Личность Индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; Человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. (Р.С. Немов)
Структура личности Способности Темперамент Характер Волевые качества Эмоции Мотивация Социальные установки (устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающее мысли, эмоции и действия)
«Пути» становления личности: Детство Младенчество Ранний возраст Дошкольный возраст Младший школьный возраст Отрочество Подростковый возраст Юность Взрослость Поздний (пожилой и старческий) возраст
8 жизненных циклов по Э. Эриксону Кризис доверия – недоверия (в течение 1 года жизни) Автономия (самоуправление) в противоположность сомнениям (2-3 года) Проявление инициативности в противовес чувству вины (от 3 до 6 лет) Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (от 7 до 12 лет) Личностное самоопределение в противоположность серости и конформизму (от 12 до 18 лет) Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет) Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами) Удовлетворение прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет)
Юность Период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15 – 16 до 21 – 25 лет). Период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления.
Самоопределение личности Самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.
Ценности, приносящие наибольшее удовлетворение в жизни 1.Любовь, взаимность 2.Материальное благосостояние, достаток 3.Хорошее здоровье 4.Интеллект (ум), творческие способности 5.Внешняя привлекательность 6.Достижение успехов в профессиональной сфере 7.Бытовой комфорт 8.Уважение окружающих 9.Духовность и богатство натуры 10.Хорошее воспитание собственных детей
Ценностные критерии выбираемой профессии 1.Высокая заработная плата, благосостояние 2.Престиж профессии 3.Умение контактировать с людьми 4.Хорошие взаимоотношения в коллективе, понимающий руководитель 5.Проявление инициативы 6.Самосовершенствование 7.Собственная значимость в профессии 8.Удовлетворенность от собственной деятельности 9.Социальное обеспечение, привилегии, льготы
Ценностные ориентации, которые формирует школа в профильных классах 1.Умение адаптироваться в социуме 2.Коммуникативность, умение работать в коллективе 3.Умение адекватно реагировать в любой жизненной ситуации 4. Творческий подход к любому виду деятельности 5.Проявление компетентности в работе 6.Здоровье 7. Владение русским и иностранными языками
Проблемы профессионального самоопределения 1.Трудности, связанные с проживанием в другом городе 2.Отсутствие возможности самому попробовать свои силы в выбранной профессии либо посмотреть, как посмотреть как работают взрослые 3.Отсутствие времени для тщательной подготовки к выбранной профессии в связи с большим объемом других учебных дисциплин 4.Материальные затруднения в семье, неспособность оплачивать обучение в ВУЗе по выбранной профессии 5.Неумение определить собственные способности 6.Недостаток информации по различным профессиям 7.Проблема с дальнейшим трудоустройством 8.Отсутствие информации о новых и современных профессиях, востребованных на рынке труда 9.Родители не одобряют моего выбора
Памятка для поступления в ВУЗ Выбрать профессию Проанализировать, какие личные качества необходимы человеку, для того, чтобы быть успешным в этом деле. Соотнести это с возможностями старшеклассника. Определить приоритеты в учебных предметах, направить силы на эти основные предметы. Выяснить в каких ВУЗах можно получить эту специальность. Выяснить, каковы условия поступления в эти ВУЗы. Начать заниматься либо на соответствующих курсах, либо с репетиторами. Выбрать конкретный ВУЗ для поступления. Собрать информацию об особенностях обучения в этом ВУЗе. Успешно сдать вступительные экзамены.