Круглый стол – ноябрь 2012 МБОУ 61 г.Челябинск Семья - важнейший институт социализации личности.
Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности
Социализаци я в семье механизм социального научения непосредственное взаимодействие ребенка с родителями, братьями и сестрами наблюдение особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой целенаправленный процесса воспитания
параметры поведения родителей по отношению к ребенку ДЕТИ Контроль попытка влиять на деятельность ребенка, степень подчиненности ребенка требованиям родителей Требование зрелости оказание родителями давления на ребенка с целью заставить его действовать на пределе своих умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне Общение использование родителями убеждения, для того чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения или отношения к чему-либо Доброжелательность насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему Модель поведения I модель авторитетного родительского контроля Родительский контроль сочетается с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым. Родители требуют осознанного поведения, прислушиваются к мнению детей, уважают их независимость, но не исходят только лишь из желания детей. Родители много общаются с детьми, однако придерживаются своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Родители относятся к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно. высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке Модель поведения II властная модель Родители жестко контролируют своих детей, легко применяют свою власть, не объясняя мотивы принятия решений. Родители не побуждают детей выражать свое собственное мнение Родители редко общаются с детьми, проводят мало времени вместе Родители больше полагаются на строгость и наказания, относятся к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием. недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые Модель поведения III снисходительная модель Родители снисходительны, нетребовательны. Родители не обращают внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. Родители сами неорганизованны, имеют плохо налаженный быт, неорганизованный досуг, относительно редко и вяло делают замечания. Родители не поощряют детей. менее всего уверены в себе, не проявляют любознательность, не умеют сдерживать себя
деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка типы деформации семьи Психологическая деформация принятие и реализация в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок нарушение системы межличностных отношений Структурная деформация отсутствие одного из родителей
типы неправильного воспитания Гипопротекция недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Доминирующая гиперпротекция чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга. Потворствующая гиперпротекция недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков. Этим культивируются неустойчивые и истероидные черты.
Воспитание в культе болезни болезнь ребенка, даже незначительное недомогание предоставляет ребенку особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм. Эмоциональное отвержение ребенок ощущает, что им тяготятся. типы неправильного воспитания
Условия жестких взаимоотношений срывание зла на подростке и душевная жестокость. Условия повышенной эмоциональной ответственности на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания. Последствия – невроз. Противоречивое воспитание несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. типы неправильного воспитания
ВЫВОДЫ: Семья является важнейшим институтом социализации личности Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка психологическая деформация семьи оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка