ЕГЭ по русскому языку в условиях перехода на ФГОС : взгляд учителя - практика Дощинский Р. А., Председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы г. Москвы
Основа размышлений 21 сентября 2012 года в стенах Московского городского Дома учителя среди педагогов - словесников г. Москвы прошло открытое обсуждение двух проблем : 1) готовность учителей русского языка и литературы столицы к введению ФГОС второго поколения ; 2) перспективы объединения в одном ЕГЭ двух предметов – русского языка и литературы
Истоки вопроса об объединении русского языка и литературы исторические ( неоднократные попытки создания интегрированных курсов словесности ); психологические ( два предмета ведет один учитель ); романтические ( ностальгия по экзамену в форме сочинения на литературную тему ); нормативно - правовые ( якобы ссылки на требования ФГОС )
Комментарии Предметные результаты изучения предметной области « Филология » включают предметные результаты изучения учебных предметов : « Русский язык и литература ».
5) знание содержания произведений ; 6) сформированность представлений об изобразительно - выразительных возможностях языка ; 7) сформированность умений учитывать исторический, историко - культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения ; 8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним ; 9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово - родовой специфики ; 10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. 1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике ; 2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью ; 3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации ; 4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров ;
Объединение двух предметов как « прикрытие » истинных проблем : - « Разным детям нужен разный русский язык » ( профилизация, русский язык в национальных школах ); - совпадение критериальной базы ЕГЭ и критериальной базы ФГОС в части метапредметных образовательных результатов ( работа с информацией должна быть закрытой ).
Итоги общественного обсуждения филология русский язык : - языковая ; - лингвистическая ; - коммуникативная ; - культуроведческая литература : - читательская ; - литературоведческая ; - коммуникативная ; - творческая