Как определить тему текста? Как определить идею текста? Тема определяется различными способами: по началу текста; по началу текста; по ключевым словам; по ключевым словам; по ключевым эпизодам; по ключевым эпизодам; по поступкам или размышлениям героев (автора) по поступкам или размышлениям героев (автора) по заглавию текста по заглавию текста Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции ) отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции ) 2
Колокол русский народный, Колокол храма святой, Чуден голос свободный, Люб звуки Любо душою ловить,душою ловить Или тревожные муки В сердце больном хоронить…
Крамола Устар. Заговор, мятеж, а также (перен.)о чем- нибудь противозаконном, запрещенном Устар. Заговор, мятеж, а также (перен.)о чем- нибудь противозаконном, запрещенном
УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ СЛОВОМ И ИХ ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ 1.ИНТЕРВЕНТ2.ЛЕТОПИСЕЦ А ). В старину человек, который воевал, сражался с врагом Б).Участник преимущественно вооруженного вмешательства одного или нескольких государств во внутренние дела какой-нибудь страны 3. НАБАТ В).Составитель в xi-xviiв.погодной записи исторических событий 4.КРАМОЛА г) Устар.Заговор, мятеж, а также (перен.) о чем-нибудь противозаконном, запрещенном 5.РАТНИК Д). На Руси в 10-15веке:собрание горожан для решения общественных дел, а также 6.ВЕЧЕ Е). Удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги
1. ИНТЕРВЕНТ Б)Участник преимущественно вооруженного вмешательства одного или нескольких государств во внутренние дела какой-нибудь страны 2. ЛЕТОПИСЕЦ В)Составитель XI-XVIIвв. погодной записи исторических событий 3.НАБАТ Е)Удары в колокол как сигнал тревоги к сбору людей в случае пожара, тревоги 4.КРАМОЛА Г)устар.Заговор, мятеж, а также(перен.) о чем-нибудь противозаконном, запрещенном 5. РАТНИК А)В старину человек, который воевал А)В старину человек, который воевал 6.ВЕЧЕ Д)На Руси в веке: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания
Со звуком колокола в России проходили многие события: Со звуком колокола в России проходили многие события: - народные собрания - народные собрания - праздники - праздники - обряды - обряды - бедствия - набат - бедствия - набат - возвращение воинов - возвращение воинов - указывали путь странникам - указывали путь странникам - встреча высоких гостей - встреча высоких гостей
Троице - Сергиева лавра
Виды звонов Благовест Перезвон Собственно звон
Царь-колокол Создатели- Иван и Михаил Моторины Иван и Михаил Моторины 1735 год 1735 год вес – 201 т. 924 кг. высота- 6 м. 14 см. диаметр- 6 м. 60 см.
Колокол Сысой Вылит в Ростове в 1688 году. Вес 2000 пудов.
«Слышу вас колокола, Над землёю, Против горя, против зла Вы со мною». «Так взлетайте вновь и вновь В купол синий, Чтоб всегда жила любовь Над Россией!» «Голоса колоколов, Словно пламя, Как свидетели веков Всё вы с нами». «Звучит, колеблясь, колокол, И он звучать не перестанет, Раскачивание «языка», Ему при этом помогает». «Акустика и резонанс Звучать заставят колокол у нас». Р Т
Композиция текста – построение текста М и к р о т е м а Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение. Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания. Как сформулировать тезис? Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно. Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста. Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзацем. Без основных предложений, микротемы невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность. Дополнительные предложения содержат подробности, детали, описательные элементы («избыточное»). Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста. 15