Все одарённые? Не все одарённые?
Одаренные дети: теория и практика развития по МЕЛЬНИКОВОЙ Е.Л. МАТЮШКИНУ А.М.
- Одарённость- это творческий тип развития, источником которого является высокий творческий потенциал (генетика) движущей силой- собственная, развивающаяся творческая деятельность, а результат развитие всей психики в целом, включая творческие способности.
Творческий потенциал: -Генетически заложенные возможности человека, включающие познавательные потребности, пороги реагирования на новизну и другие задатки. -Различен от рождения и варьирует от очень высокого до очень низкого: 1:10 тыс. –сверх одарённые 2-3% - высоко одарённые 15-25%- одарённые Норма Умственно отсталые
Норма (обычные дети)- не творческий тип развития, движущей силой является только обучение
Виды одаренности Одаренность интеллектуальная; Одаренность интеллектуальная; Одаренность творческая. Одаренность творческая.
Качества личности одаренных Креативность Креативность Перфекционизм Перфекционизм Социальная автономность Социальная автономность Эгоцентризм Эгоцентризм Стремление к лидерству Стремление к лидерству Соревновательность Соревновательность Повышенная уязвимость (ранимость) Повышенная уязвимость (ранимость)
ТВОРЧЕСКИЙ ТИП РАЗВИТИЯ 1. ПОИСКОВЫЙ ОТ 0-3 ЛЕТ (ПОИСК ЛЮБЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ, ПЕРВИЧНЫЕ ЗНАНИЯ О МИРЕ); 2.ПОСТАНОВКА ВОПРОСА И ПРОБЛЕМЫ 3-6 ЛЕТ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ); 3. ПОИСК РЕШЕНИЯ 6-10 ЛЕТ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ ВЫДВИЖЕНИЕ И ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ);
. 4.КАЧЕСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛЕТ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ ВЫДВИЖЕНИЕ И ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ, ЗАПИСЫВАЕТ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ); 5. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛЕТ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ ВЫДВИЖЕНИЕ И ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ, ЗАПИСЫВАЕТ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОДУКТА); 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ 15 ЛЕТ (ВЫБОР ПРОФЕССИИ, ВУЗА, СЕМЕЙНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ИМЕТЬ ИЛИ НЕТ, ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДОЛЖАТЬ ЛИ РЕАЛИЗАЦИЮ СЕБЯ.)
Работа по сопровождению ребенка должна проводиться в двух основных направлениях : первое – профилактическое через предупреждение трудностей в обучении и адаптации детей на различных ступенях образования; второе – актуальное через конкретную помощь специалистов в преодолении личностных трудностей и проблем в обучении и воспитании.
Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, которые мешают продвижению ребенка, подростка в достижении успехов в процессе воспитания, обучения и развития. Т.В. Анохина выделяет следующие виды препятствий: ПРЕПЯТСТВИ Я СОЦИАЛЬНЫЕ «ОНИ» - препятствия (средовые) СУБЪЕКТИВНЫЕ «Я» - препятствия (личностные) МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОТСУТСТВИЕ ОРИЕНТАЦИИ В СОЦИУМЕ ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Задачи работы с одарёнными детьми на разных ступенях развития Начальная школа: -определение развития творческого потенциала - развитие интереса к исследовательской деятельности - формирование основ теоретического мышления - формирование устойчивого интереса и мотивации к будущей учебной деятельности
Среднее звено: -развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников - формирование устойчивого мотива к учебно-творческой деятельности - овладение элементами исследовательской деятельности - формирование основ теоретического мышления
Старшее звено: -развитие интеллектуального и творческого активности школьников - формирование устойчивого мотива к интеллектуальной и творческой деятельности - овладение методами исследовательской деятельности - развитие самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности
Лоренс Питер Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не замечаем