Посткризисное развитие девелопмента жилой недвижимости в СПБ
2 Изменение структуры рынка. Расширение географии строительства. Вывод в продажу новых проектов – как показатель здоровья отрасли Цена предложения. Реализация отложенного спроса. Ипотека Стратегия реализации проектов КОТ. Эволюция продукта. Влияние кризиса на классность, квартирографию, опции.
3 СТРУКТУРА РЫНКА. Расширение географии строительства Формирование единой конкурентной зоны (ЕКЗ) Обжитые районы Санкт-Петербурга Пригородные территории Санкт-Петербурга (близлежащие комплексно осваиваемые территории в рамках 10-ти километровой зоны от границ СПБ (АПР И ЛО) ЕКЗ – единое пространство для жизни. Проблемы: транспортная доступность, социальная инфраструктура. Рыночный показатель Прирост I полуг. 2011/ I полуг (%) Объем строительства коммерческого жилья в сегменте масс-маркет в рамках ЕКЗ -7,1 в т.ч. обжитые районы-27,2 в т.ч. пригородные территории+42,7
4 СТРУКТУРА РЫНКА. Изменение типа застройки Изменение структуры рынка по показателю КОТ/ квартальная застройка/точечная застройка. В объеме рынка – тенденция к сокращению доли готовых (введенных в эксплуатацию) объектов, в которых более 8% непроданных квартир. Восстановление показателя продаж в сегменте масс- маркет у надежных застройщиков: более 90% от общего объема проекта проданы к моменту ввода объекта в эксплуатацию В сегменте масс-маркет - рост удельной доли проектов комплексного освоения и квартальной застройки Удельная доля в общем объеме рынка масс- маркет (ЕКЗ) % 2011 г1 полугодие 2012 Проекты КОТ (от 500 тыс. кв.м)16,4%33,3% Проекты квартальной застройки ( тыс. кв.м)42,8%39,6% Точечная застройка (до 50 тыс. кв.м)40,8%27,1%
5 ВЫВОД НОВЫХ ПРОЕКТОВ. Наращивание темпа вывода новых проектов в продажу. Опережающий рост объема вывода в рамках реализуемых проектов КОТ и проектов в пригородной зоне. Объемы строительства в сегменте масс-маркет на пригородных территориях Санкт- Петербурга демонстрируют максимальную динамику прироста – в 2011 году по отношению к 2010 – рост более, чем в 3,3 раза, в 2012 – продолжение тенденции роста * До 2009 г – данные КЦ «Петербургская недвижимость» г – ЕКЗ 5 км от границ СПб, 2012 – ЕКЗ – 10 км. от границ СПб
6 СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ КОТ От стратегии реализации проектов КОТ и проектов квартальной застройки зависит цена предложения в проекте Девелопер/собственник- арендатор земли Привлечение застройщиков в КОТ в рамках концепции «Балтийская Жемчужина» Привлечение застройщиков в КОТ Самостоятельные концепции Старт-девелопмент: «Южный», SVP- Group:«Семь столиц» Правительство СПБ: СПЧ, Юго-Запад Девелопер=Застройщик. Реализация всего проекта Главстрой СПб: «Северная Долина», «Юнтолово»; Балтрос: «Славянка» Стратегия продаж: оптовая продажа государственным структурам строящегося жилья, цены на открытом рынке на % ниже среднерыночных на первом этапе реализации
7 ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ год – плавный рост цены предложения. Ценовая дифференциация: на объекты комплексного освоения в развивающихся районах и объекты, возводимые в благоустроенных обжитых районах с развитой инфраструктурой. Разница в цене между ними может достигать 30% год – восстановление объемов договоров с привлечением ипотечного кредита ( %) год – уверенным спросом на первичном рынке жилья пользуются объекты, находящиеся на начальных этапах строительства. Опережающий темп роста цен на этих объектах. Место конкретного объекта в портфеле проектов компании-застройщика определяет темп продаж квартир. От запланированного темпа продаж напрямую зависит стратегия ценообразования, маркетинговые акции по стимуляции спроса. Влияние на цену предложения оказывают объем предложения и спроса в зоне локации, срок ввода объекта в эксплуатацию.
8 ЭВОЛЮЦИЯ ПРОДУКТА. Тенденция уменьшения средней площади квартир - рост удельной доли в проекте квартир-студий, однокомнатных и малогабаритных двухкомнатных квартир. Вызвана особенностями посткризисного спроса Максимизация соотношения жилой площади к общей площади квартиры. Появление на рынке форматов евро-квартир (в частности «евро- двушек») Увеличение доли квартир с полной чистовой отделкой. В 1 полугодии 2012 г доля квартир в сегменте масс-маркет, включающих чистовую отделку, по отношению к 1 полугодию 2009 г – выросла более чем в 3 раза Пристальное внимание застройщиков к комплексному благоустройству территории, устройству фасадов, отделке мест общего пользования и квартир – улучшение среды жизни
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ «Гражданский Жилищный Форум» Санкт Петербург, октябрь 2012