Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" была предложена Президентом России Дмитрием Медведевым в ежегодном Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года. Проект разрабатывался при участии Минздравсоцразвития России, Министерства экономического развития, Министерства финансов. Свой вклад в подготовку внесли участники комплексных проектов модернизации образования, победители конкурсного отбора приоритетного национального проекта «Образование» и экспертные сообщества. история
Школьное образование «представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны». Д.А.Медведев
По словам Дмитрия Медведева, программа развития российской школы должна включать в себя пять основных направлений: 1. Обновление образовательных стандартов; 2. Система поддержки талантливых детей; 3. Развитие учительского потенциала; 4. Развитие школьной инфраструктуры; 5. Здоровье школьников
Первое направление обновление образовательных стандартов Закон «Об образовании» изменил принципиальную конструкцию образовательных стандартов. Стандарт стал ориентирован на компетентности, на знания и умение их применять, то есть на все то, что ребята должны освоить в течение школьной программы по ступеням образования.
Второе направление система поддержки талантливых детей Поддержка тех ребят, которые уже проявили свои таланты и создание общей творческой среды в образовательных учреждениях. Это планируется делать за счет создания соответствующей системы конкурсов, поддержки образовательных учреждений, заочных и очно-заочных школ, где учатся талантливые ребята. Также предполагается проработка направления портфолио школьников, чтобы вузы при приеме абитуриентов могли засчитывать результаты ребят в рамках общего свода их достижений.
Третье направление развитие учительского потенциала Это направление согласуется с тенденциями, которые мы видим в мировых попытках реформировать систему общего образования: ключевые изменения происходят тогда, когда изменяется учитель. Основные позитивные результаты происходят тогда, когда растет учительский потенциал.
Четвертое направление развитие школьной инфраструктуры Сюда входит не только само здание, но и библиотеки, спортзалы, организация питания, техническое обеспечение и так далее. Кроме того, должны меняться сами стандарты школьной инфраструктуры. Школьные нужды настолько разнообразны, что удовлетворить их посредством типовых школьных зданий невозможно. Сейчас Минрегионом разработаны строительные нормы и правила (СНиП) по общественным зданиям и сооружениям. Там представлены требования к отдельным модулям этих зданий и сооружений: библиотекам, спортзалам, клубам. Из разных модулей могут создаваться проекты для образовательных учреждений.
Пятое направление здоровье школьников В это направление входит как некая охранительная функция по отношению к школьному здоровью, так и вовлечение в образовательный процесс ребят с различным состоянием здоровья. И второй важный аспект это наличие индивидуального подхода и индивидуальных образовательных программ в школах. Это очень важное направление работы, которое говорит о том, что если ребятам в школах интересно, то и болеют они меньше.
«Положения инициативы мы предусмотрели в рамках концепции Федеральной целевой программы развития образования на годы, которую мы сейчас согласуем с разными ведомствами, а также в рамках мероприятий национального проекта с 2010 года. В рамках национального проекта и ФЦП на реализацию может быть дополнительно выделен не один десяток миллиардов рублей из разных бюджетов системы образования». Игорь РЕМОРЕНКО, директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ
Основные направления работы в рамках инициативы «Наша новая школа» также найдут отражение в ходе подготовки интегрированного законодательного акта – новой редакции Закона Российской Федерации «Об образовании».