Консультация «Использование проблемного обучения в детском саду» Подготовила Заведующая МДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 «Солнышко» г.Ершова Саратовской области»
Проблемное обучение – это обучение, основанное на получении новых знаний, посредством решения теоретических и практических проблем, задач, в создающихся для этого проблемных ситуациях.
Цель проблемного обучения – усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ребенка и развитие его творческих способностей.
Мышление Воспроизводящая сторона мышления (репродуктивная) Творческая сторона мышления (продуктивная) Традиционный процесс обученияПроблемное обучение Деятельность педагога Деятельность ребенка Деятельность педагога Деятельность ребенка Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога к ребенку Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции Учит мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового в процессе решения проблем Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий Традиционное обучение строится с опорой на память и воспроизводящую деятельность, что способствует развитию воспроизводящей стороны мышления Проблемное обучения предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности по решению новых для него проблем, что способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления»
Четыре уровня проблемности в обучении Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми; Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод); Ребенок ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод); Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения (исследовательский метод).
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы
Основные компоненты проблемной ситуации Неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности; Познавательная деятельность; Творческие возможности и достигнутый уровень знаний
Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает житейские представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта
Проблемную ситуацию педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы или обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки.
Методические приемы, используемые при создании и решении проблемных ситуаций Подводить детей к противоречию и предлагать им самим найти способ его разрешения; Рассматривать различные точки зрения на один и тот же вопрос; Побуждать детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; Ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы; Определять проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские); Ставить проблемные задачи.
Вывод: итак, применение в учебном процессе методов и приемов проблемного обучения поможет вам, воспитателям, выполнить одну из важных задач, поставленных реформой дошкольного образования, - формировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление.