Системно-деятельностный подход Педагогический совет МОУСОШ
Направления обучения Традиционное Развивающее (инновационное) концепция Ж. Пиаже концепция Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, Л.В. Занкова и других.
Системно-деятельностный подход: Системный (разрабатывался в исследованиях Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова и др.) Деятельностный (Л.С. Выготский, Л.В Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) Объединить эти подходы пытался В.Д. Шадриков.
Формулы теории обучения: Обучение – естественное развитие = зона актуального развития Развитие – обучение = зона ближайшего развития Развитие – деятельность – обучение Деятельность – личность Личность – деятельность Системы – системный подход – деятельность = системно-деятельностный подход
Системная организация учебной деятельности: Учебно-познавательные мотивы (для чего мне необходимо изучить этот объект); Действие целеполагания (что я должен сделать…); Выбор средств и методов, планирование решения (как и в какой последовательности я должен решать задачу); Решение задач; Рефлексивно-оценочные действия (все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели).
Сравнение подходов обучения: Традиционное обучениеРазвивающее обучение Базируется на принципе доступности; Учащийся выступает в роли объекта ПД; Ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания; Решая задачи, учащийся усваивает частные способы; Формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности. Опирается на зону ближайшего развития; Учащийся действует как субъект собственной УД; Нацелено на усвоение способов познания; Развивает теоретическое мышление и способ познания; На первый план выступают учебные задачи, усваиваются способы умственной деятельности; Формируется личность, способная к творческой деятельности.
Основная образовательная программа: Программа формирования универсальных учебных действий; Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; Программа коррекционной работы; Программы отдельных предметов.
Требования к результатам освоения образовательной программы: Личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, социальные компетенции, личностные качества, основы гражданской идентичности); Метапредметным (освоенные УУД, составляющие основу умения учиться); Предметным (освоенный опыт нового знания, его преобразование и применение).