Крайне тревожная статистика Основной возраст первого знакомства с наркотиками – лет (41%) и лет (51%). К окончанию школы 19,5% мальчиков и 13% девочек пробовали наркотики, регулярно «сидят на игле» 9% мальчиков и 5% девочек. 30% выпускников школ-интернатов и детских домов становятся алкоголиками или наркоманами. 67% родителей не догадываются о беде, а из тех, кто знает, 19% бездействуют, 72% решают проблему самостоятельно.
Сокращение уровня потребления табака на 50% позволит избежать миллионов преждевременных смертей в первой четверти 21 века и порядка 150 миллионов во второй четверти 21 века. Нынешнее потребление табака вызовет 450 миллионов смертей в течение ближайших 50 лет.
Желание пережить эмоционально приятное состояние "кайф". Влияние старшего по возрасту или значимого для подростка человека. Стремление забыться, расслабиться, снять напряжение, неприятное ощущение. Демонстративный протест.
Всего уч-ся -146 классы % 1.Подростки, использующие наркотические или токсические вещества, чаще всего получают их:... -От своих одноклассников -23% 17% -От своих друзей, родственников -17% -15% -От знакомых взрослых -15% 24% -От незнакомых торговцев наркотиками (молодых людей) - 24% 21% -От незнакомых торговцев наркотиками (взрослых) -21%
Как Вы относитесь к употреблению подростками наркотиков в таких случаях: а) в компании сверстников, где все употребляют наркотики: нетОдобряю – нет 32% Мне безразлично безразлично -32% 66 %Осуждаю -66 %
б) для поднятия настроения, для снятия напряжения: 2%Одобряю (4,6кл) - 2% 44 % Мне безразлично безразлично- 44 % 53%Осуждаю -53% в)чтобы почувствовать себя самостоятельным, вызвать уважение сверстников:в)чтобы почувствовать себя самостоятельным, вызвать уважение сверстников: 5%Одобряю - 5% 30 % Мне безразлично безразлично - 30 % ( 9,11классы -41 % и 71% ) 65%Осуждаю -65%
Как Вы оцениваете информацию о наркотиках, получаемую от: ИнтереснаБезразлична Часто не соответствует действительнос ти Всегда правильная а) родителей б) учителей в) друзей г) передач радио, телевидения
Объективные факторы. Экономическая или социальная неустроенность. Неблагополучное соседство и социальная необустроенность. Доступность наркотиков и алкоголя.
Субъективные факторы. Семейная предрасположенность. Дети, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными или наркотическими традициями, подвержены большему риску пристраститься к наркотикам. В этом, по-видимому, свою роль играют как генетические факторы, так и влияние окружения.
Неумелость и непоследовательность воспитания. В семьях, где родители не устанавливают четких норм поведения, где дети остаются предоставленными сами себе и где дисциплинарная практика чрезмерно сурова и непоследовательна, дети подвергаются большему риску наркотизации.
Неуспеваемость и нежелание учиться. Подростки, которым школа ненавистна и которые не стремятся продолжать обучение в ней, терпят неудачи в учебе, имеют большую склонность к алкоголю и наркотикам.
Общение с употребляющими алкоголь и наркотики сверстниками.
Защитные факторы 1. Внутренний самоконтроль и целеустремленность подростка.1. Внутренний самоконтроль и целеустремленность подростка. 2. Привязанность к своим близким.2. Привязанность к своим близким. 3. Возможность активного участия в значимой деятельности.3. Возможность активного участия в значимой деятельности. 4. Успешность в овладении знаниями и умениями.4. Успешность в овладении знаниями и умениями. 5. Признание и одобрение со стороны окружающих.5. Признание и одобрение со стороны окружающих.
Три стадии развитие наркомании и алкоголизации Основным признаком I стадии является индивидуальная психическая зависимость. Основным признаком II стадии алкоголизации и наркомании считается развитие физической зависимости и связанного с ней выраженного абстинентного синдрома при перерыве регулярного злоупотребления. III стадия является итогом многолетнего течения болезни. В подростковом возрасте ее развитие не успевает достичь III стадии.
Наркоманов объединяет: общие или одинаковые цели, задачи получения "кайфа";1) общие или одинаковые цели, задачи в плане приобретения наркотика и получения "кайфа"; совместная покупка или приготовление наркотика;2) признаваемы большинством нормы поведения: совместная покупка или приготовление наркотика; трудности, возникающие в ходе поиска, приобретения наркотиков, ломки, перекумаривание3) объективные или субъективные трудности, возникающие в ходе поиска, приобретения наркотиков, ломки, перекумаривание и т.д.
Классификация различных типов групп: В зависимости от места создания, существования: - по месту жительства (из одного двора, улицы, микрорайона); - по месту учебы; - члены одной семьи: муж и жена, два брата, брат и сестра.
2. Состав группы по половому признаку - преимущественно мужская группа; - смешанный состав по полу.
3. Образовательный состав группы. Большая часть респондентов из числа нарко- зависимых - это люди с неполным средним образованием. И дело не только в молодости, сегодня часть руководителей учебных заведений (особенно школ и техникумов) видят смысл борьбы с наркоманией и алкоголизацией в исключении неблагополучных учащихся. Хотя последние и сами не имеют большого желания учиться.
4. В зависимости от употребления наркотиков : - курят: анашу, план, драп и все производные конопли (гашишная наркомания). Основными проявлениями гашишного опьянения у подростков служат аффективные перепады от безудержного веселья до мгновения страха и ужаса, склонность к "эмоциональному заражению", потребность двигаться, общаться, высказываться.
- колются: ханка (или черняшка, как называют ее наркоманы), опиум, эфедрин и др. лекарственные препараты, ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), героин. Основные проявления: расширение зрачков, тахикардия, повышение артериального давления. Иногда возникают симптомы, напоминающие ОРЗ. При длительном применении развивается телесное истощение до дистрофичного состояния. При применении ЛСД - галлюцинации.
- токсикоманят: хлорэтил, дихлорэтан, клей "Момент", "Ток", растворители и т.д. Однако, токсикомания в меньшей степени, по сравнению с другими наркотиками, носит групповой характер. При данном виде опьянении имеют место сужение сознания, торможение двигательных функций, быстрая смена настроения, тахикардия, галлюцинации и т.п.
- степень наркотизации групп (частота применения и доза): 1) однократное, "экспериментальное" потребление; 2) эпизодическое потребление. В данном случае наркотик не представляет самостоятельного интереса и является, скорее, способом проведения досуга. Эпизодическое употребление наркотика свойственно в большей степени группам, где курят "травку" (драп, анашу, план и т.д.);
3) систематическое употребление, когда наркотик становится самоцелью. Группы с систематическим употреблением наркотика ориентированы в большей степени на ханку, опиум, лекарственные препараты.
Первые две выше названные группы (однократное применение и эпизодическое) носят в основном социальный характер. У них может отсутствовать интерес к учебе (хотя далеко не всегда), активное желание приобрести какую- либо специальность. Но в будущем они хотят создать семью, "жить нормально".
Три меры воздействия: 1. Административные меры (борьба с распространением психоактивных веществ). 2. Социальные (семья, школа, общество)- это профилактика употребления наркотических средств и профилактика рецидивов после лечения.
3. Медицинские меры- - это методы и средства терапевтического воздействия, основными принципами которого являются: а) добровольность; б) максимальная индивидуализация; в) комплексность; г) отказ от употребления психоактивных веществ.
Что надо делать, чтобы не стать наркоманом Советы ровесникам Советы ровесникам
Как ни странно, предрасположенность к употреблению наркотических средств (как и алкоголя) непосредственно связана с уровнем самоуважения. Исследования психологов свидетельствуют, что страдающие алкоголизмом или злоупотребляющие наркотиками обычно имеют низкую самооценку. Те, кто имеют высокую самооценку, всегда скажут «нет», когда им предложат наркотики. Это ваше самовосприятие, или чувства, возникающие у вас по отношению к себе.
Как вести себя в некоторых специфических ситуациях? Используйте пошаговую технику, когда вас подбивают на прием наркотиков: скажите «нет» или используйте другую формулу отказа; избегайте таких мест – не ходите на вечеринки или в места, где могут принимать наркотики; общайтесь с друзьями, которые не употребляют наркотики; скажите «пока» и уходите.
«Мы рождены, чтоб жить достойно, Нам все для этого дано. Должны творить, вершить, не быть спокойным, Не падать вниз, не оседать на жизненное дно. Есть много в жизни грязного соблазна. Наркотик – это страшный грех. Ты должен прокричать, что это грязно, Да так, чтобы твой крик дошел до всех. А если честно, крик твой не поможет, И не поможет никакой запрет. Весь мир кричать здесь громко должен: «Война наркотикам, наркотикам здесь хода нет!»
Спасибо за внимание МБОУ СОШ 34 г.Красноярск -2012