Оценка личностных результатов Карабанова О.А. МГУ имени М.В.Ломоносова
Результаты общего образования должны отражать основные направления личностного развития обучающихся Разработка новых стандартов общего образования второго поколения на основе методологии системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов) принципиально меняет парадигму образования – от обучения «знаниям, умениям, навыкам» и компетенциям к развитию гармоничной творческой личности учащихся на основе освоения универсальных способов познания и освоения мира Личностные результаты обучения должны быть представлены в форме универсальных личностных действий
Определение состава и содержания личностных результатов Концепция структуры и динамики психологического возраста и ключевые задачи развития в младшем школьном возрасте (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин) Типология УУД, разработанная на основе системно-деятельностного подхода Особенности социо-культурной ситуации общего образования Возрастно-специфические особенности личностных УУД
Личностные результаты воплощены в трех видах личностных универсальных действий Самоопределение – формирование социальной/гражданской и личностной идентичности – Я концепции и самооценки Смыслоообразование – установление смысла обучения и мотивация учебной деятельности Морально-этическая ориентация - выделение нравственного аспекта события и поведения, как своего собственного, так и других людей, соотнесение поступка с принятыми этическими нормами и принципами, осуществление выбора в моральной дилемме
Критерии оценки личностных результатов обучения - соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям. Возрастно- психологические нормативы формулируются для каждого из видов универсальных личностных действий с учетом стадиальности их развития - соответствие социально желательным свойствам личности (качественным характеристикам) -учет индивидуальности личности соответствие зоне ближайшего развития благополучие эмоционального состояния (тревожность, фрустрация, стресс)
Самоопределение - Внутренняя позиция школьника - положительное отношение к школе; - чувство необходимости учения, - предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; - адекватное содержательное представление о школе, нормах и правилах школьной жизни, социальной роли ученика; - предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, - предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)
Самоопределение – основы гражданской идентичности Когнитивный компонент: -историко-географический образ России, включая представление о ее территории и границах, географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества, знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; - образ социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников, - знание основных прав и обязанностей гражданина, с учетом своего возрастного статуса и положения в обществе (право на получение бесплатного образования и обязанность учиться; право использования культурных и материальных, природных ресурсов общества и обязанность бережно относиться и сохранять их; право на медицинскую помощь и обязанность вести здоровый образ жизни; право на принятие решения и обязанность нести ответственность за последствия решения и поступка в пределах, определяемых нормами государства и общества); - знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; - освоение общекультурного наследия России; - знание норм и правил природо-охранного поведения и сохранения здоровья; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
Самоопределение – основы гражданской идентичности Эмоционально-ценностный компонент: -чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников; - эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; - уважение и принятие других народов России, межэтническая толерантность; - уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия; - уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. Деятельностный компонент: - участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера); - выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; - выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; - участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни).
Самоопределение - Самооценка - когнитивный компонент – дифференцированность, рефлексивность, регулятивный компонент Когнитивный компонент: - широта диапазона оценок - обобщенность категорий оценок - представленность в Я-концепции социальной роли ученика; - рефлексивность как - адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; - осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; - осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик; Регулятивный компонент - способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием
Смыслообразование – Мотивация учебной деятельности - сформированность познавательных мотивов – интерес к новому содержанию; - интерес к способу решения и общему способу действия; - сформированность социальных мотивов; – стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; - сформированность учебных мотивов; - стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; - мотивация достижения; - установление связи между учением и будущей профессией
Действие морально-этической ориентации и оценивания Выделение морального содержания ситуации нарушение/следование моральной норме (Ориентировка на моральную норму справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) Дифференциация конвенциональных и моральных норм (понимание того, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с конвенциональными ) Решение моральной дилеммы на основе децентрации (учет учащимся объективных последствий нарушения нормы,мотивов субъекта при нарушении нормы, чувств и эмоций субъекта при нарушении норм) Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы (адекватность оценки ) Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы (уровень развития моральных суждений)
Этические требования к оцениванию личностных, моральных и иных социально значимых качеств личности учащихся конфиденциальность, принцип «не навреди» - следование указанному принципу ограничивает возможности использования полученных результатов оценивания в целях иных, чем создание оптимальных условий для личностного и познавательного развития учащихся; профессиональная компетентность специалистов, осуществляющих оценку ясность и «прозрачность» целей и задач обследования, а также возможностей использования данных оценивания для учащихся, полное и адекватное возрасту информирования обследуемых о цели обследования и о последующем характере использования результатов предоставление обследуемому по его запросу адекватной интерпретации диагностических результатов в форме, не представляющей угрозы личности и эмоциональному статусу учащегося требование согласия родителей или опекунов
Формы оценки личностных результатов Мониторинг - эффективность воспитательно- образовательной деятельности образовательного учреждения (отдельной школы, региона, образовательной системы страны) Индивидуальное или групповое обследование – индивидуальный прогресс Личностные результаты, как зафиксировано в Проекте стандартов общего образования второго поколения, не подлежат формализованному итоговому контролю и аттестации. Формами фиксации результатов оценивания должны стать заключение по эффективности образовательно-воспитательного процесса образовательного учреждения; психолого-педагогическая характеристика и портфолио учащегося. Психолого-педагогическая характеристика направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента: характеристику достижений и положительных качеств учащегося, определения приоритетных задач и направлений личностного развития и систему психолого- педагогических рекомендаций, призванных обеспечить их успешную реализацию
Оценка индивидуального прогресса развития обучающегося – возрастно-психологическое консультирование оценка личностных результатов обучения как индивидуального прогресса учащегося должна стать основой для решения следующих задач: - ориентации родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка; - составления (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей, воспитателей; - разработки и реализации программы оптимизации межличностных отношений, общения и взаимодействия учащихся в классе и других малых группах со сверстниками и педагогом; - составление рекомендаций по воспитанию детей в семье и гармонизации детско-родительских отношений; - проведения в случае необходимости психологической коррекционной работы индивидуально или/и в специальных группах при консультации с детьми и родителями.
Содержание диагностического заключения о личностном развитии учащегося Структура заключения: - общую оценку личностного развития ребенка с точки зрения соответствия показателям нормативного возрастного развития в терминах «благополучия-неблагополучия»; - описание индивидуальных особенностей развития ребенка, отличительных черт как его личности; - выделение «сильных» сторон личностного развития ребенка, определяющих его достижения и зону ближайшего развития; - психологическую квалификацию характера, содержания и степени выраженности установленных психологических проблем ребенка, - описание генезиса, источников и механизмов формирования трудностей развития, - определение зоны ближайшего развития ребенка; - систему психолого-педагогических рекомендаций по оптимизации, профилактике и коррекции личностного развития учащихся.
Спасибо за внимание!