Успешная реализация программы информатизации Сафина Галина Алексеевна, заместитель директора по учебной работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 153» Кировского района г. Казани
XXI век – век высоких компьютерных технологий.
Целесообразность применения ИКТ для достижения педагогических целей: 1. Развитие личности обучающегося, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества: развитие мышления, эстетическое воспитание, формирование умений принимать правильное решение или предлагать варианты в сложной ситуации, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. 2.Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества. 3.Интенсификация образовательного процесса во всех уровнях системы непрерывного образования: повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); активизация познавательной деятельности с использованием ИКТ; углубление межпредметных связей за счет использования ИКТ; реализация идей открытого образования на основе использования сетевых технологий.
Кадровые проблемы: 1.Недостаточный уровень подготовки педагогов к использованию ИКТ – технологий на уроках. 2.Психологический барьер использования ЭОР, Интернет –ресурсов, ЦОР. 3.Недостаточная готовность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях.
Организационные проблемы и проблемы доступа ИКТ: Неравенство в доступе к образовательным услугам; отдалённость от областных центров Несоответствие нормативно-правовой базы задачам информатизации образования.
Технологические проблемы: Нет единой школьной локальной сети Отсутствие в штатном расписании школы должности системного администратора
Материально- технические проблемы: 1.Ниже районного показателя оснащенность учащихся школы современной компьютерной техникой; сохраняется потребность обеспечения предметных кабинетов школы средствами информационно-коммуникационных технологий; 2.Сложно решается вопрос обеспечения сохранности компьютерной техники. Недостаток финансовых средств не позволяет установить надежные двери во всех учебных кабинетах, что снижает эффективность использования и уровень доступности компьютеров для учителей и учащихся. 3.В школе имеется один компьютерный класс для преподавания предмета информатики; есть компьютеры на рабочих местах библиотекаря, педагога – психолога, администрации школы, секретаря и др, но все имеющиеся компьютеры не связаны между собой школьной локальной сетью.
Школа развития «Почемучка» «Обучение для будущего» «Школа здоровья «Моя семья» «Полилингвист XXI века». «Социальное партнерство». «Я - гражданин»
Подпрограмма «ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ» МБОУ «СОШ 153» Кировского района г.Казани» школьной целевой программы развития «Школа как социальный партнер на годы» Технологические проблемы Кадровые проблемы Материально- технические проблемы Организационные проблемы и проблемы доступа ИКТ:
Чтобы быть эффективным средством управления, программа должна обладать соответствующими качествами: Актуальность – свойство программы быть ориентированной на решение наиболее значимых для будущего школы проблем, т.е. таких проблем, решение которых в совокупности может дать максимально возможный полезный эффект Прогностичность – свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к школе и изменения в условиях ее деятельности, т.е. способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализоваться Реалистичность – свойство программы обеспечивать соответствие между планируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами.
Цель программы -обеспечить повышение доступности и качества образовательных услуг, эффективности учебно- воспитательного процесса по воспитанию конкурентоспособной личности. Основная задача - реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных актов в области формирования информационно- технологической инфраструктуры системы образования в учебной и внеурочной деятельности.
Алгоритм реализации программы I этап – Организационный: создать школьную команду провести диагностику уровня процессов информатизации в образовательном учреждении изучить нормативные документы по использованию информационных технологий в учебно-воспитательном процессе; определить основные направления информатизации, разработать способы реализации проектов, определить риски и ожидаемые результаты; определить состояние материально – технического обеспечения
II этап - внедрения и реализация проектов: контроль за ходом выполнения мероприятий решение кадровых вопросов практическая реализация мероприятий, поиск новых решений существующих проблем. III этап. Завершающий: анализ достижений или не выполнения определенных действий, разработка и проведение корректирующих мероприятий, подведение итогов и планирование следующих проектов, модернизация программы информатизации.
Н Н А П РА В Л Е ИЯ администрации ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ педагога ученика родителя
Деятельность педагогов Организация учебного процесса с использованием средств информационных и коммуникационных технологий, Интернет – технологий Внеурочная деятельность ( подготовка к ЕГЭ, олимпиадам, проекты, конкурсы, конференции) Разработка собственных проектов, участие в конкурсах, конференциях Повышение уровня компетентности в области ИКТ
Этап Объяснение. Слайд-шоу Например, 6 класс по теме «Класс двудольные. Семейство Розоцветные».
Уроки, Самообразование, Подготовка к ЕГЭ. Деятельность ученика Проектная деятельность Создание мультимедиа- ресурсов
Деятельность родителей Помощь школьникам в подготовке к урокам, создании и реализации проектов на основе ИКТ, Возможность получение информации об учебе детей и о школе через сайт школы Возможность консультационной помощи, обучения ИКТ
Индикаторы программы информатизации Материально-техническое обеспечение Информационно-технологическое обеспечение Учебно-методическое обеспечение Сформированность личностных и социальных компетентностей учителей и обучающихся Уровень обобщения и представления педагогического опыта коллектива ОУ.
Информатизация образования является одним из приоритетных направлений государственной образовательной и информационной политики Российской Федерации и Республики Татарстан, а также определяющим условием модернизации образовательной системы.
. Ясно одно –любой выбор, любой труд, который будет способствовать улучшению образования детей, бесценен. Это необычная благодарная и благородная роль. Результатом и наградой будет сознание, что Ты внес свой вклад в то, что образование детей в России и Татарстане стало лучше, а жизнь нравственнее; чтобы сегодняшние подростки стали завтра духовно и физически здоровыми личностями на благо себе и Отечеству.