Проблемы духовно-нравственного воспитания детей в семье и школе и пути их преодоления
"Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной" (А.С. Макаренко)
Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица: влияние семьи на развитие ребенка составляет 40%; средств массовой информации - 30%; школы - 20%; улицы - 10%
Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности
Духовно-нравственное воспитание - развитие основных (собственно человеческих) способностей: нравственной - состоящей в различении добра и зла; эстетической, состоящей в различении прекрасного и безобразного религиозной, состоящей в различении истинного и ложного
80,2% респондентов в качестве основной проблемы в воспитании детей указали на ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей; 55,4% опрошенных отметили значительные различия во взглядах на жизнь членов своих семей; 53% - недостаточное знание членами семьи друг друга; 53,3% - отсутствие возможности контролировать поведение детей; 45,7 % - отсутствие взаимопонимания с детьми.
Перед школой стоят следующие задачи: просветительская (научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми); консультативная (совместные психолого-педагогические поиски методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков); коммуникативная (обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры).
«Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» (В.А. Сухомлинский).