Характеристика нарушений развития. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание В.П. Критская, Т.К. Мелешко, Ю.Ф. Поляков М.; Изд-во МГУ, 1991.
Advertisements

Познавательная деятельность детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
Е.В. Шереметьева, к.п.н., доцент. 1. Каждый имеет право на образование 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные.
Психолого- педагогическое сопровождение учащихся ККО МОУ СОШ 17 г.Белая Калитва.
ДИСГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Психический дизонтогенез Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства и созревания.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
М.М. Семаго, Н.Я. Семаго г. Москва. КЛАССИЧЕСКАЯ СИСТЕМОЛОГИЯ ДИЗОНТОГЕНЕЗА ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ (основные причины) ВТОРИЧНЫЙ ДЕФЕКТ (наблюдаемые отклонения)
Деменция ( лат. dementia) приобретенное слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний.
Закон РФ «Об образовании» Ст. 14, 29 Образовательная программа Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением.
Презентация к уроку по физкультуре на тему: Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха
1 « ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
ЛЕКЦИЯ 4 Классификация интеллектуальных нарушений. Задержка психического развития ДИРЕКТОР МОУ ППМС ЦЕНТРА «СОЗВЕЗДИЕ» СЮРИН СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
1 Подходы к определению понятия "умственная отсталость"
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Выштыкалюк Татьяна Викторовна Учитель, педагог дополнительного образования ГБОУ СКШ 2 VIII вида.
Дифференциальная диагностика сходных состояний Дифференциация общего недоразвития речи от умственной отсталости и задержки психического развития.
Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
1 « ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» Педагог.
Транксрипт:

Характеристика нарушений развития

Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ неоднородна. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ велик не только в группе в целом, но и в каждой входящей в нее категории.

Понятие здоровья включает разные проявления неблагополучия: биологическое, психологическое (когнитивное и аффективное), социальное. Социально-психологическое здоровье состояние душевного благополучия (когнитивного и аффективного), обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Группы показателей социально- психологического здоровья ребенка: 1.Когнитивные (проявления познавательной активности, мотивация к учебной деятельности, осведомленность, обучаемость, операционный компонент мыслительной деятельности и др.) 2.Аффективные (неадекватная регуляция, тревожность, страхи, аффекты, сензитивность и др.) 3.Поведенческие (поведение несоответствующее возрасту, ситуации и др.)

По проявлению трудностей развития выделяются: Нормально развивающиеся дети; Дети с отдельными (парциальными) трудностями; Дети с системными трудностями развития; Дети с психическим дизонтогенезом.

Виды психического дизонтогенеза: Общее психическое недоразвитие (врожденная умственная отсталость); Поврежденное психическое развитие (приобретенная умственная отсталость – деменция); Задержанное психическое развитие; Дисгармоническое психическое развитие; Искаженное психическое развитие; Дефицитарное психическое развитие.

Общее психическое недоразвитие (умственная отсталость) Многочисленные и разнообразные формы патологии, (групповой диагноз, обобщенный, а не нозологический); Общий признак – преимущественное недоразвитие познавательной сферы и высших психических функций; Тотальность нарушения психического развития (эмоционально- волевой сферы, моторики, речи и всей личности в целом); Необратимость нарушения; Отсутствие прогредиентности; Трудности социально-психологической адаптации, социализации; Проявление грубой органической недостаточности ЦНС.

Понятие умственной отсталости в соответствии с МКБ-10 Снижение интеллекта; Недостаточная социализация; Время возникновения до 18 лет; Выделение степеней умственной отсталости.

Степени умственной отсталости Легкая умственная отсталость (IQ по психометрическим методикам соответствует от до 70 баллов), невозможность усвоения общеобразовательных программ; Умеренная умственная отсталость (IQ от до баллов), трудности обучения по программе СКШ VIII вида, инвалиды, могут быть частично адаптированы у обществу при создании специальных условий; Выраженная умственная отсталость (IQ от до баллов), усвоение навыков самообслуживания. Глубокая умственная отсталость (IQ ниже баллов), неспособность к усвоению элементарных навыков самообслуживания. IQ- соотношение умственного возраста и биологического возраста.

Клиническая классификация умственно отсталых учащихся: Неосложненная форма умственной отсталости (отсутствие дополнительных психопатологических расстройств); Осложненная форма расстройствами поведения; Осложненная расстройствами эмоционально-волевой сферы; Осложненная церебрастеническим и гипертензионным синдромами; Осложненная локальными церебральными расстройствами (расстройством речи, пространственными и лобными нарушениями, двигательными расстройствами); Атипичные формы умственной отсталости (с эпилептическим припадками, с прогрессирующей гидроцефалией, с эндокринными расстройствами, с нарушениями слуха и зрения)

Психическое развитие умственно отсталого ребенка определяется: Биологическими факторами (тяжесть дефекта, качественное своеобразие его структуры, время возникновения); Социальными факторами (ближайшее окружение ребенка, стимульная среда, взаимодействие со взрослыми); Особая значимость организации воспитания, обучения и трудовой подготовки адекватной возможностям ребенка и опирающееся на зону его ближайшего развития; Роль социальной ситуации развития.

Особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников Патологическая инертность нервных и психических процессов; Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему; Снижение мотивации деятельности; Тугоподвижность, косность и стереотипность мышления; Нарушение критичности мышления; Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности; Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия; Низкая точность и прочность запоминания; Непреднамеренность запоминания; Нарушения речи; Низкая целенаправленность деятельности

Компоненты познавательной деятельности: Информационно-содержательный ; Операциональный; Формально-языковой; Регулятивный; Мотивационно-энергетический.

Уровни развития познавательной деятельности: Уровень – «по подражанию»; Уровень – «проб и ошибок»; Уровень – «правил и алгоритмов»; Уровень – «поисковый» (эвристический); Уровень – конструктивно-творческий.