ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ МЕНЕДЖМЕНТА
Виды социального управления -административно-государственное управление (социально политический менеджмент) -управление материальным производством (социально- экономический менеджмент) -управление духовным производством (социально-культурный менеджмент) Подвиды (группы) социального управления: а) отраслевой менеджмент: промышленный, аграрный, строительный, связи, транспортный и т. д. б) функциональный менеджмент: финансовый, персонала, маркетинговый, административный, производственный и т. д. Формы (стороны) социального управления: а) управление материальными ресурсами: проектами, техникой, финансами, учетом, снабжением, сбытом, технологический менеджмент и т. д. б) управление человеческими ресурсами: социальным развитием, рабочей силой, профориентацией, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и т.д.
МЕНЕДЖМЕНТ - это: способ, манера обращения с людьми; власть и искусство управлять кадрами; особые умения и административные навыки; орган управления, административная единица.
МЕНЕДЖМЕНТ КАК ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ
По видам и последовательности деятельности менеджмент подразделяют на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль. Менеджмент охватывает несколько основных сфер деятельности фирмы - управление: стратегией (стратегический менеджмент); маркетингом (маркетинговый менеджмент); финансами (финансовый менеджмент); персоналом (кадровый менеджмент); исследованиями и разработками (инновационный менеджмент). Менеджмент предполагает выполнение таких управленческих функций: планирование, организация, координация, мотивация, принятие решений, руководство, учет и анализ, контроль, регулирование и др.
Виды менеджмента: Стратегический менеджмент Маркетинговый менеджмент Производственный менеджмент Финансовый менеджмент Кадровый менеджмент Инновационный менеджмент
Стратегический менеджмент Предусматривает: определение ключевых позиций на перспективу в зависимости от приоритетности целей; выделение ресурсов организации под стратегические цели фирмы; создание центров руководства каждой стратегической целью; оценку и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по мере достижения стратегических целей.
Маркетинговый менеджмент Предусматривает такие процессы и действия: изучение и сегментация рынка; разработка товаров; ценообразование; создание систем сбыта; распределение и сбыт созданной продукции; реклама.
Производственный менеджмент Операции производственного менеджмента: управление разработкой и проектированием продукта; выбор технологического процесса, расстановка кадров, техники; управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов; управление запасами на складах, включающее в себя управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции; контроль качества.
Финансовый менеджмент состоит в управлении процессом движения финансовых средств в организации Включает: составление бюджета и финансового плана; формирование денежных ресурсов; распределение денег между структурами, определяющими жизнедеятельность организации; оценку финансового потенциала организации.
Кадровый менеджмент связан с использованием возможностей работников для достижения целей организации. Элементы: подбор и расстановка кадров; обучение и развитие кадров; компенсация за выполненную работу; создание условий на рабочем месте; поддержка отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров.
Инновационный менеджмент состоит в управлении исследованиями, разработками и развитием фирмы Управляет : развитием собственной научной, научно- технической и экспериментальной базы; проведением исследований самостоятельно и в кооперации с другими организациями; оформлением заказов на проведение научных исследований или экспериментальных работ сторонней организацией; приобретением лицензий на право производства товаров или услуг; управлением новыми проектами, программами.
ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ
Школа научного управления ( гг.). Ее основатели - Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилберты, Г. Гатт, Г. Форд - полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного выполнения работ.
Административная школа управления ( гг.). Основатели школы - А. Файоль, Л. Гьюлик, Л. Урвик, Дж. Муни, Г. Эмерсон - пытались ответить на вопросы, касающиеся эффективного управления организацией в целом, сосредоточивали внимание на изучении сущности и содержания управленческой деятельности. А. Файоль разработал 14 общих принципов управления, от которых, по его мнению, зависит успешное управление любой организацией.
Школа человеческих отношений и поведенческих наук (начиная с конца 30-х годов по настоящее время) Создатели школы - Э. Мэйо, Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор и др. Отличительная характеристика этой школы - перенесение центра внимания в управлении с его задач на человека. Школа основывается на достижениях наук о человеческом поведении, т. е. социологии и психологии.
Количественная школа, или новая школа науки управления (начиная с 60-х годов по настоящее время) Эта школа явилась следствием развития количественных методов обоснования управленческих решений. Предусматривает использование в управлении математики, кибернетики, теории вероятностей, статистики и компьютерных технологий. Ее представители - Р. Аккоф, С. Бир, Д. Экман, А. Энтховен, Э.Квейд - рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически.
Количественная школа, или новая школа науки управления (начиная с 60-х годов по настоящее время) Вклад в управление представителей школы количественных методов заключается в следующем: углублении понимания сложности управленческих проблем благодаря применению различных математических моделей; развитии и использовании количественных методов для оказания помощи менеджерам, принимающим решения в сложных и кризисных ситуациях.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МЕНЕДЖМЕНТУ Ключевые положения современной системы взглядов на менеджмент: Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, согласно которым успех организации зависит от управления внутренними факторами. На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянно меняющейся внешней среде. Использование в управлении теории систем, т. е. рассмотрение организации в единстве ее составных частей, неразрывно связанных с внешним миром. Использование ситуационного подхода к управлению, согласно которому вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответные действия на различные внешние факторы. Признание социальной ответственности менеджмента перед обществом в целом и перед отдельными людьми, которые работают в организации.
В современном менеджменте различают системный, ситуационный и процессный подходы. Системный подход к управлению начали применять в конце 50-х годов XX в. Основные представители – американские исследователи Ч. Бернард, П. Друкер, Н. Винер, К. Шеннон.
Ситуационный подход к управлению разработан в конце 60-х годов XX в. и вытекает из системного подхода к управлению. При этом рассматривается ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию в то или иное конкретное время.
Процессный подход к управлению впервые предложили представители школы административного управления (в частности, А. Файоль), которые пытались описать функции менеджера как независящие один от другого. Однако процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. В соответствии с этим подходом – это процесс, состоящий из взаимосвязанных действий – функций управления. В свою очередь, каждая функция управления представляет собой процесс, состоящий из взаимосвязанных действий.
Таким образом, процесс управления есть сумма всех функций: планирования, организации, координации, регулирования, администрирования, мотивации, контроля, учета, анализа и др.
Вопросы 1. Понятие «управление». Классификация (типология) управления. Виды социального управления. Подвиды (группы) социального управления. 2. Содержание менеджмента как процесса. Менеджмент как наука и искусство управления. Менеджмент как аппарат управления. Менеджмент как категория людей. 3. Менеджмент как процесс управления: по стадиям управления; по сферам деятельности организации; по управленческим функциям. 4. Виды менеджмента. 5. Подходы к управлению с точки зрения различных школ. Школа научного управления. 6. Административная школа управления. 7. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. 8. Количественная школа, или новая школа науки управления. 9. Современные подходы к менеджменту: системный, ситуационный и процессный подходы. 10. Ситуационный подход к управлению. 11. Процессный подход к управлению. 12. Системный подход к управлению.