Презентация к проекту ученицы 10- в класса Прокофьевой Анастасии Учитель Николаева В. А. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 10
Есть ли необходимость обращения к периоду как синтаксической конструкции и средству выразительности речи ?
Выяснить стилистическую роль периода в разных стилях речи
Провести анализ определений периода по разным источникам Выяснить стилистическую роль периода в текстах публицистического и художественного стилей Исследовать роль периода в поэзии М. Ю. Лермонтова Создать практикум по теме « Период и его роль в речи »
Изучение научной литературы и сети INTERNET по теме исследования Анализ информации Филологический анализ текста Сравнение, обобщение Создание текста
Теоретик Лингвист Антонова Нина Никонова Маша Литературовед Прокофьева Анастасия Оформитель Прокофьева Анастасия
Период есть речь, имеющая в себе самой начало и конец и легко обнимаемая умом Период есть речь, имеющая в себе самой начало и конец и легко обнимаемая умом Аристотель. Случается, что и умные люди наследуют худую участь, а малоумные живут счастливо.
относительно законченное в смысловом отношении развернутое сложное или простое, осложненное оборотами, предложение, четко распадающееся на две противопоставленные распадающееся на две противопоставленные части, первая из которых, как правило, состоит из ряда однородных единиц и произносится ряда однородных единиц и произносится повышающимся тоном, а вторая, произносимая пониженным тоном, заключает первую в смысловом, грамматическом и интонационном отношении.
« Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов, вдруг останавливается распластанный среди воздуха на одном месте и бьет оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца перепела: так Тарасов сын, Остап, налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку »( Н.В.Гоголь.)
«Еще не заросли травой могилы убитых, еще развалины на месте цветущих городов,еще стоит в ушах грохот пикировщиков и стоит в ушах грохот пикировщиков и шестиствольных минометов, еще матери живых шестиствольных минометов, еще матери живых не успели наглядеться на своих любимцев,- а не успели наглядеться на своих любимцев,- а люди, которые, казалось бы, могли великолепно люди, которые, казалось бы, могли великолепно обойтись овсяной кашей и свиной тушенкой, обойтись овсяной кашей и свиной тушенкой, уже зарятся на человечину- их прельщает слава уже зарятся на человечину- их прельщает слава вчерашнего людоеда» вчерашнего людоеда» Илья Эринбург
Разные виды однородных придаточных предложени Разные виды однородных придаточных предложений Еслиесли (Если…), (если…)…,- (Лишь только…),(лишь только…),(лишь только…),- (Когда…),(когда…)…,-(Где…),(где…)…,- (Как ни…),(как ни…)…,- (Кто ни…),(кто ни…)…,- Все,(что…),(что…)…,- (Пусть…),( пусть…)…,- Разные виды однородных придаточных предложени Разные виды однородных придаточных предложений Еслиесли (Если…), (если…)…,- (Лишь только…),(лишь только…),(лишь только…),- (Когда…),(когда…)…,-(Где…),(где…)…,- (Как ни…),(как ни…)…,- (Кто ни…),(кто ни…)…,- Все,(что…),(что…)…,- (Пусть…),( пусть…)…,- Главное предложение вывод Главное предложение (вывод) то то… я (мы я (мы)… тогда… там… что … тот… все… … Главное предложение вывод Главное предложение (вывод) то то… я (мы я (мы)… тогда… там… что … тот… все… …
Когда было больно и тяжко в недоброй чужой стороне, Когда прилипала рубашка к усталым плечам и спине,- За дымом,за смертью летучей, за далью во всю широту я видел упрямый, колючий шиповник-в пыли и цвету! упрямый, колючий шиповник-в пыли и цвету!С.Смирнов.
«Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем железо,- повис Андрий головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова» Н.В.Гоголь
« Стоя на высоком холме, видя стройные необозримые ряды войска, бесчисленные знамена, развеваемые легким ветром, слыша всеобщие громогласные восклицания.., простирая руки к златому образу …- Дмитрий преклонил колена и молился в последний раз за Россию.» Н. М. Карамзин.
«Быть избранником, служить вечной правде…отдать идее вечной правде…отдать идее все- все- молодость, молодость, силы, здоровье, быть готовым силы, здоровье, быть готовым умереть для общего блага,- умереть для общего блага,- какой высокий, какой счастливый удел !» счастливый удел !»А.П.Чехов
Cтилистическая роль периода Эмоциональное воздействие на читателей или слушателей
логичность убедительность живописность плавность ритмичность музыкальность напряженность
Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он,-
Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе,- И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога…
Интонационная градация в строфическом строении и единоначатии (анафоре) Когда волнуется желтеющая нива… Когда росой обрызганный душистой… Когда студеный ключ играет по оврагу… Когда волнуется желтеющая нива… Когда росой обрызганный душистой… Когда студеный ключ играет по оврагу…
Интонационная градация внутри строф Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шумит…И прячется в саду малиновая слива… (ср.Когда волнуется нива, Когда лес шумит…) Румяным вечером утра в час златой …. Румяным вечером иль утра в час златой … …студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, лепечет мне таинственную сагу…
Градация в понижении периода смиряется души моей тревога Тогда смиряется души моей тревога, расходятся морщины на челе,- Тогда расходятся морщины на челе,- И счастье я могу постигнуть на земле, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога… И в небесах я вижу бога…
5 предложений 5 предложений 3 анафористических когда 3 анафористических когда 3 и 3 и 4 предложения 4 предложения 2 анафористических когда 2 анафористических когда 2 и 2 и 3:1 Почти полное синтаксическое равновесие при значительном различии в количестве строф
нивалесслива полелес сад 3 предмета 3 места 3 момента времени 3 предмета - 3 места - 3 момента времени
1 предмет( ландыш серебристый) 1 место(из-под куста) 2 момента времени (румяным вечером, утра в час златой)
3 строфа
1 строфа Созерцание природы всеми органами чувств. Зарождается одушевление и очеловечивание природы(..И прячется в саду малиновая слива..) 2 строфа Ландыш серебристый приветливо кивает головой (очеловечен) 3 строфа Студеный ключ очеловечен полностью:» Лепечет мне таинственную сагу про мирный край…»
4 строфа «ответная реакция» лирического героя на обращение к нему природы 4 предмета, 4 места: тревога- в душе морщины - на челе, счастье- на земле, Бог- в небесах. ? вижу И в небесах я вижу богаили бога И в небесах я вижу бога
Природа и человек вединстве, в слиянии, гармонии