Пропедевтика – один из этапов изучения химии в современной школе. Учитель химии МАОУ «Куровская СОШ 2 с УИОП» Т.В. Маркелова Выступление на секции РМО Сентябрь учебный год
Проблемы, с которыми сталкиваются в своей работе учителя химии. 1. Перегрузка курса химии основной школы. 2.Сокращение объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей школе. 3 Уменьшение педнагрузки учителя. 4. В рейтинге популярности среди школьных предметов химия занимает одно из последних мест.
Но главное – нельзя опускать руки! Необходимо искать способы решения этих проблем.
Один из этапов решения– постепенное введение учащихся в мир удивительной науки, т.е. пропедевтика химических знаний.
Проанализируем концептуальные направления различных пропедевтических курсов.
Направление первое Введение интегрированного курса естествознания, предваряющего изучение частных предметов естественного цикла.
1.«Естествознание» А. Г.Хрипковой (Выделяется ведущая идея для каждого класса и вокруг неё систематизируются фактические сведения.)
2.«Физика и химия» А.Е. Гуревич ( Много внимания уделено фронтальному эксперименту. Основное средство подачи материала- рисунок. )
Направление второе Знакомство с химией как наукой о веществах и их превращениях, представленное в виде логически завершённых блоков.
«Введение в химию» Г.М. Чернобельская. (-изучаются вещества и химические процессы, знакомые ученикам из повседневной жизни; -рассматриваются разнообразные отрасли химической науки, история ее развития; -показано значение химии для обеспечения экологической безопасности)
Третье направление реализует авторский коллектив под руководством О.С. Габриеляна.
Основные цели курса: -подготовить учащихся к изучению серьёзного предмета, -разгрузить курс химии основной школы, -показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии, - интегрировать знания по предметам естественно научного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химии».
Курс состоит из четырех частей: Первая тема курса – «Химия в центре естествознания» – актуализирует химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе.
Вторая тема курса – «Математика в химии» – позволяет отработать расчетные умения и навыки, столь необходимые при решении химических задач, для которых катастрофически не хватает времени в основной школе.
Третья тема – «Явления, происходящие с веществами» – актуализирует сведения учащихся о физических и химических явлениях, готовит их к изучению химического процесса на старшей ступени обучения.
Четвертая тема – «Рассказы по химии» – призвана показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития. Она содержит этюды о великих русских химиках, об отдельных химических веществах и некоторых химических реакциях.
Четвёртое направление. Реализует идею раннего систематического изучения химии как составную часть школьного курса.
«Химия» 7 класс И.Г. Остроумов Автор реализует идею раннего систематического изучения химии как составную часть школьного курса, переносится часть учебного материала из 8 в 7 класс.
Из опыта работы
Уроки в рамках курса «Окружающий мир»
Подготовка первых исследований
Участие в школьных и районных конкурсах
Уроки химии в 7 классе.
Меня, как учителя, радуют первые результаты пропедевтического курса, ученики нашей школы с желанием участвуют в районной олимпиаде по химии, становятся призерами, успешно сдают ЕГЭ и поступают учиться в престижные высшие учебные заведения