Андрагогический подход в образовании взрослых Кузнецова И.Ю. методист лаборатории андрагогики ГОУ «КРИРПО»
Андрагогика – отрасль педагогики, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни
Андрагогических подход предполагает: опору на профессионально-личностный опыт взрослых обучающихся; организацию и презентацию содержания обучения, соответствующим образовательным запросам взрослых обучающихся; установление равноправной статусной позиции обучающихся- педагогов и организующих этот процесс преподавателей- андрагогов; диалоговое взаимодействие всех участников образовательного процесса, при котором важны не только знания и умения преподавателя, но и опыт, знания обучающихся; создание благоприятных условий для самостоятельного, осмысленного обучения, облегчения, стимулирования, активизации профессионально-личностного развития педагогов, предоставлении им большей свободы и ответственности.
Особенности взрослого человека как субъекта образовательной деятельности: самостоятельность, преобладание самообразования, самовоспитания, саморазвития; наличие жизненного, личного и иного уникального опыта; наличие профессионального опыта; наличие опыта обучения (умение учиться); особая мотивация на решение жизненных, профессиональных проблем, обогащение опыта, полезность, мотивация достижений (заинтересованность); наличие сформированной системы критериев оценки явлений (процессов, субъектов); стремление к безотлагательной реализации полученных знаний и умений, сформированных компетенций.
В организации образования взрослых необходимо учитывать: стимулы и трудности участия в процессе обучения, специфические для взрослых; опыт, приобретенный взрослыми при выполнении ими своих семейных, социальных и профессиональных обязанностей; семейные, социальные и профессиональные обязанности, лежащие на взрослом, и возможные в этой связи утомляемость и отсутствие энергии; способность взрослого взять на себя ответственность за свое собственное обучение; способность на равных с преподавателем определять все параметры процесса обучения; бюджет свободного времени; прагматическая ориентация в обучении.
Андрагогические принципы обучения: опоры на прошлый опыт обучаемого; принцип обеспечения максимальной самостоятельности и активности взрослых при обучении; принцип партнерства, содружества; принцип погружения; контекстность обучения; принцип свободы выбора; практико-прикладной характер обучения; создание благоприятного психологического климата; развитие творческого потенциала любого человека; оптимистичность обучения.
Андрагог (от греч. ander - взрослый человек и ago – вести, призванный вести взрослого), специалист в области обучения, управления, консультирования, социальной, реабилитацинной, коррекционной работы в среде взрослых людей
Сопровождение: 1 ) следование вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-то; 2)сопутствие чему-нибудь; 3) сопровождение, поддержание какого-либо явления, действия.
Андрагогическое сопровождение педагогов создание благоприятных условий, образо- вательной среды, соответствующих особенностям взрослого как субъекта образования ; оказание помощи в разрешении личностных и профессиональных проблем; поддержка образовательной инициативы педагогов, содействие их творческой самореализации.
Андрагогическая компетентность преподавателя владение технологиями обучения взрослых, методикой психолого-андра- гогической диагностики обучающихся; способность к оценке и корректировке процесса обучения и самообразования; владение формами андрагогического взаимодействия: наставничество, сотрудничество, партнерское взаимодействие.
Приемы андрагогического (педагогического) взаимодействия : Проявление эмпатии; Безусловное уважение и позитивное принятие обучающегося; Проявление педагогического такта; Открытость и естественность; Использование техник фасилитационного общения.
Алгоритм проектирования содержания работы с педагогическим коллективом : диагностика и фиксирование индивидуальных затруднений педагогов в их профессиональной деятельности; систематизация выделенных затруднений, деление их на группы; формирование учебных групп педагогов, в соответствии с выделенными группами затруднений; определение профессиональных умений, необходимых для снятия затруднений по каждой из выделенных групп; разработка содержания учебных курсов в соответствии с перечнем умений, который определен для той или иной группы педагогов.
Мотивы непрерывного профессионального образования педагогов: мотивы самореализации и саморазвития; мотивы защищенности и материального благополучия; мотив включенности в коллектив; интерес.
Показатели успешности сопровождающей деятельности андрагога: открытость и доверие взрослой аудитории; высокая степень внутренней включенности участников в работу; устойчивость познавательной мотивации обучающихся; искреннее обращение обучающихся за помощью друг к другу и преподавателю; предъявление своей проблематики для совместного обсуждения в ходе занятий; свободное предъявление собственной позиции; желание прислушаться к мнению преподавателя и коллег.
Результаты психолого- андрагогического сопровождения педагога в процессе обучения : Профессионально-личностный рост педагога (освоение новых компетенций) Мотивация к непрерывному профессиональному образованию Преодоление профессиональных затруднений Проявление творческой активности
Спасибо за внимание!