Отчет о работе НМС в 2011/12 учебном году
1. Сведения о реализуемых в учебном году основных образовательных программах В учебном году в институте были реализованы основные образовательные программы (далее – ООП) по 16 специальностям ГОС и 11 направлениям подготовки ФГОС (9 – бакалавриат, 2 – специалитет).
Сводная таблица оценки обеспеченности основных образовательных программ РПД и УМКД В целях методического обеспечения ООП ВПО в 2012/2013 учебном году постановлением НМС от г. 7 вынесено решение всем учебным подразделениям довести обеспеченность ЭУМКД и РПД до 50%, обновить рабочие программы итоговых государственных экзаменов на уч.г. в срок до 01 сентября 2012 года.
Анализ наличия методического обеспечения СРС Анализ наличия методического обеспечения СРС позволяет сделать следующие выводы: доля дисциплин, письменные виды работ которых обеспечены опубликованными методическими указаниями, в целом по институту составляет 35%. Из 80 утвержденных на НМС методических разработок опубликовано лишь 69 методических указаний. Согласно решению НМС от г. в учебном расписании занятий в осеннем семестре учебного года будут предусмотрены индивидуальные консультации по выполнению СРС.
Сведения об обеспеченности ООП программами практик На г. обеспеченность практик РПД составляет 100%. Обеспеченность практик методическими указаниями составляет 56%, что на 12% меньше по сравнению с показателями учебного года. Данный факт связан с отсутствием методических разработок по направлениям бакалавриата/специальностям, реализуемым в соответствии с ФГОС ВПО. В связи с этим в учебном году необходимо активизировать работу по обеспечению практик методическими разработками.
Сведения об обеспеченности ООП программами ИГА Обеспеченность ООП института рабочими программами ИГА составляет 100%. С учебного года планируется ежегодное обновление программ ИГА по всем специальностям института.
Оценка книгообеспеченности ООП Наиболее низкая книгообеспеченность по социально- гуманитарным дисциплинам, таким как история, философия, социология, языкознание, литературоведение. Наиболее обеспечены литературой математические и технические дисциплины. Обеспеченность обучающихся литературой по циклам дисциплин в целом составляет: по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам – 1,13 экз. на 1 студента, общим математическим и естественнонаучным – 1,25 экз. на 1 студента, общепрофессиональным – 0,89 экз. на 1 студента, по специальным дисциплинам и дисциплинам специализаций – по 0,78 экз. на 1 студента.
2. Сведения об опубликованных учебных изданиях, разработанных преподавателями учебного подразделения за последние 6 лет За учебный год общее количество разработанных и утвержденных учебно-методических материалов составляет 25 единиц, что на 14 меньше показателей прошлого года.
3. Сведения о применяемых преподавателями интерактивных формах учебных занятий и активных методах обучения Согласно рабочим программам дисциплин ППС института использует такие активные и интерактивные методы обучения, как кейс- технология, метод конкретных ситуаций, метод web- квестов, синквейн-методов, метод шести шляп и др., которые позволяют эффективно организовать самостоятельную работу студентов, учат анализировать учебный процесс, исходя из самооценки учащегося, его потребностей, мотивации, корректировать содержание обучения, находить индивидуальный подход к учащимся. На заседании НМС от г. было принято решение о проведении в сентябре 2012 г. семинара на тему «Инновационные технологии обучения в вузе».
4. Анализ открытых занятий преподавателей Решением НМС от г. были приняты следующие рекомендации по проведению открытых занятий на учебный год: - методико-аналитическому отделу совместно с преподавателями кафедр, прошедшими повышение квалификации по данной теме в ведущих вузах Российской Федерации в сентябре 2012 года, организовать проведение семинара на тему «Активные методы обучения», а также провести методический конкурс на лучшую методическую инновационную разработку занятия. - присутствующим на открытом занятии преподавателям при оценке открытых занятий обращать внимание на внедрение балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов; - преподавателям проводить открытые занятия с использованием, согласно ФГОС, активных и интерактивных, инновационных методов обучения.
5. Организация методических и методологических семинаров В период со г. по г. был проведен обучающий семинар на тему «Актуальные вопросы реализации ФГОС в СВФУ», лекторы – начальник Учебного отдела УМУ СВФУ, к.ф.-м.н. Т.К. Неустроева и руководитель Межвузовоского учебно- методического центра УМУ СВФУ А.А. Кириллина.
6. Участие ППС в конференциях по методическим вопросам развития высшей школы В учебном году в ТИ (ф) СВФУ была проведена заочная научно-методическая конференция «Повышение квалификации преподавателей: опыт, проблемы и перспективы» (март 2012 г.). В работе конференции приняли участие 26 преподавателей Технического института. Кроме того, за отчетный период преподавателями института были опубликованы или находятся в печати 4 статьи в сборниках, в том числе поддержанных ВАК.
7. Участие в ежегодных конкурсах ППС СВФУ, утвержденных в рамках УМС СВФУ. Предложения по организации конкурсов УМС В марте 2012 г. Чаунина Н.В., к.филол.н., доцент кафедры Русской филологии, и Корецкая Н.А., к.т.н., доцент кафедры Горного дела, приняли участие в конкурсе грантов НБО «Благотворительный фонд В. Потанина» для молодых преподавателей государственных вузов.
8. Организация взаимодействия с УМО по направлениям подготовки/специальностям Взаимодействие с Учебно-методическими объединениями по направлениям подготовки/специальностям организовано в формате проведения экспертизы на присвоение грифа УМО. Так, в учебном году доцентом кафедры Математики и информатики Трофименко С.В. были поданы на гриф НМС по математике 4 учебных пособия.
9. Сведения об итогах работы УМК за отчетный период Сведения о членах УМК учебного подразделения за отчетный период В начале учебного года решением НМС от г. был утвержден состав Научно-методического совета из 16 человек, среди них 69% - представители от кафедр, 31% - сотрудники учебно-вспомогательных подразделений. Кроме того, в работе НМС участвовали приглашенные специалисты.
Сводная информация о работе УМК за отчетный период Основной акцент в работе НМС в учебном году был сделан на: выполнение лицензионных нормативов и требований законодательства РФ в области образования, включая требования ФГОС, переход на уровневую систему высшего профессионального образования в соответствии с ФГОС 3 поколения; повышение качества обучения; обеспечение ООП ВПО необходимым методическим обеспечением. На учебный год было запланировано 10 заседаний совета, состоялись 12 заседаний. На первом внеплановом заседании НМС от г. были рассмотрены и утверждены отчеты учебных подразделений о выполнении работ по мероприятию 1.1. «Системные преобразования учебного процесса ТИ (ф) СВФУ». Второе внеплановое заседание прошло г. в связи с представлением итогов деятельности института по учебной и учебно- методической работе за 2011 год.
План работы НМС, принятый на заседании г., выполнен, за исключением рассмотрения таких вопросов, как: о реализации второго этапа (в 2011 году) Плана образовательной деятельности ТИ (ф) СВФУ на гг. (в связи с необходимостью пересмотра содержания и сроков выполнения этапов Программы; о выполнении учебной нагрузки в 1 полугодии учебного года в связи с решением представлять данную информацию по итогам учебного года; итоги проведения научно-методической конференции ТИ (ф) СВФУ в учебном году в связи с заочным проведением конференции и изданием сборника материалов по итогам работы; о выполнении плана изданий на учебный год; о реализации плана по профориентационной работе ТИ (ф) СВФУ в связи с утверждением новой структуры института, подчиненностью Отдела по организации приема абитуриентов директору и рассмотрением данного вопроса на Административном совете ТИ (ф) СВФУ; итоги проверки остаточных знаний, проводимых в рамках ФЭПО-15, в связи с непроведением ФЭПО-15 ФГБУ «Росаккредагентство».
В учебном году сотрудники института разработали и подготовили к изданию 25 наименований учебных и учебно-методических пособий, методические рекомендации для преподавателей, методические указания для студентов, другие учебно- методические материалы, а также обновили и разработали 580 рабочих программ дисциплин, 60 программ практик, 106 электронных учебно- методических комплексов и 5 программ итоговой государственной аттестации.
10. Выводы. Проблемы и пути их решения В работе НМС за учебный год следует отметить такие положительные тенденции, как: - высокий уровень посещаемости заседаний членами совета; - неформальный подход в обсуждении вопросов (формат докладов: итоги, проблемы, пути решения, план мероприятий, обсуждение или анализ); - подготовка презентационного и раздаточного материала (предварительно членам НМС предоставляется материал по вопросам, входящим в повестку заседания, а также перечень представленных на утверждение учебно- методических материалов); - систематическое информационное обеспечение решений НМС через сайт Технического института и информационные стенды.
Отрицательные моменты в работе НМС - недостаточный контроль выполнения отдельных решений НМС. Также остался нерешенным такой вопрос, как нерациональное использование учебно- методических разработок ППС и периодических изданий, выписываемых в библиотеку ТИ (ф) СВФУ, в учебном процессе. В целом работу НМС в учебном году следует признать удовлетворительной. Председателю НМС необходимо усилить контроль за выполнением ответственными лицами постановлений НМС.
В качестве основных задач, реализация которых намечена на учебный год, можно выделить следующие: - разработка и утверждение новых образовательных программ (направление подготовки Строительство (профиль Экспертиза и управление недвижимостью, Городское строительство и хозяйство) и др.), - разработка РПД и УМКД 3 курса учебных планов ООП, реализуемых согласно ФГОС; довести обеспеченность основных образовательных программ РПД и УМКД до 75% к г.; - активизировать разработку методического обеспечения СРС, особенно письменных работ, курсовых работ/проектов и различного вида практик; - продолжить создание электронной базы данных по книгообеспеченности дисциплин учебных планов; - продолжить работу по повышению методической компетенции ППС института посредством: 1) проведения обучающих семинаров по вопросам, связанными с интерактивными формами учебных занятий и активными методами обучения; 2) проведения методического конкурса на лучшую методическую инновационную разработку занятия; 3) проведения открытых занятий опытными преподавателями с использованием, согласно ФГОС, активных и интерактивных, инновационных методов обучения.