Мониторинг воспитательного процесса. Наша вера на этом пути такова: Без памяти - нет истории, Без истории – нет культуры, Без культуры – нет духовности, Без духовности – нет воспитания, Без воспитания – нет Человека, Без Человека – нет Народа!
Факторы влияющие на формирование и развитие личности. Формирование и развитие личности Природные факторы Семейные факторы Внутренние факторы Целенаправлен- ные факторы (зависимые от воли и сознания) Внешние факторы Обществен ные факторы
Системный подход в процессе воспитания личности. 1. Развитие личности школьника как целостной интегрированной системы в целостном взаимосвязанном педагогическом процессе. 2. Системный подход: объединение усилий всех субъектов воспитания; максимальное повышение педагогического влияния на школьников. 3. Воспитательная система позволяет соблюдать и удерживать новый режим жизнедеятельности образовательного учреждения. 4. Системный подход позволяет осуществлять моделирование и создание условий для самореализации и самоутверждения личностей всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей). 5. Воспитательная система формирует модель-образ конкретного образовательного учреждения. Это позитивный имидж учреждения привлекательный для членов школьных сообществ. 6. Воспитательная система значительно расширяет возможности воздействия на личность.
Элементы создания и развития воспитательной системы школы. цели (совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая реализацию целей; субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом; управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Основные цели воспитательной системы. моделирование строящейся системы; организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых; ориентирование деятельности учащихся, педагогов на общечеловеческие ценности, корректировка возникающих в этом процессе отношений; рациональное использование воспитательного потенциала окружающей социальной и природной среды.
Функции и этапы проведения мониторинга. Функции мониторинга: Информациолнная; Побудительная; Формирующая; Коррекционная; Системообразующая; Прогностическая. Этапы проведения мониторинга: Нормативно- установочный 1. определение педагогической проблемы 2. постановка целей и задач 3. определение объекта и предмета изучения 4. определение субъектов мониторинга, их подготовка 5. структурирование критериев и показателей 6. выбор инструментов 7. разработка пакетов 8. прикладные программы Диагностический 1. отбор информации 2. качественная и количественная обработка результатов 3. педагогический анализ 4. выявление проблем 5. ранжирование проблем с объяснением причин 6. принятие управленческих решений Итогово – аналитический 1. подведение итогов 2. анализ проделанной работы 3. корректировка работы
Определение уровня сформированности воспитательной системы. Показатели критериев факта (наличия воспитательной системы в школе) 1.Упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно- воспитательной работы возможностям и условиям данной школы). 2.Наличие сложившегося единого школьного коллектива. 3.Интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.
Определение уровня сформированности воспитательной системы. Показатели критериев качества (уровней её сформированности и эффективности) 1.Степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы. 2.Общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт; уровень воспитанности учащихся.
Перечень основных критериев. I. Самочувствие ребенка в школе (критерий отношений). II. Уровень воспитанности (критерий факта). III. Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива). IV. Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания). V. Подготовленность к жизни (критерий времени). VI. Критерий "открытости школы". VII. Критерий системности работы.
Качественные показатели эффективности воспитательной системы. Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей. Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы. Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе. Отношение к внутришкольным конфликтам. Характер взаимоотношений между различными субъектами системы. Событийный характер деятельности. Проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки). Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей, учащихся).
КритерииПоказателиМетодики изучения I. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося Освоение учащимися образовательной программы Развитость мышления Познавательная активность учащихся Сформированность учебной деятельности Школьный тест умственного развития Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ) Педагогическое наблюдение
II. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося Нравственная направленность личности Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" Методика С.М. Петровой "Русские пословицы" Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора" Метод ранжирования Методики "Репка" ("Что во мне выросло"), "Магазин", "Золотая рыбка", "Цветик - семицветик"
III. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника Коммуникабельность Сформированность коммуникативной культуры учащихся Знание этикета поведения Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся МЭПО и СУ Педагогическое наблюдение IV. Сформированность эстетического потенциала выпускника школы Развитость чувства прекрасного Сформированность других эстетических чувств Методика Торренса МЭПО и СУ Педагогическое наблюдение V. Сформированность физического потенциала выпускника Состояние здоровья выпускника школы Развитость физических качеств личности Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств
VI. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе Комфортность ребенка в школе Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе) Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью" Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе" Анкета "Ты и твоя школа" Социометрия VII. Сформированность общешкольного коллектива Состояние эмоционально- психологических отношений в коллективе Развитость самоуправления Сформированность совместной деятельности Методика "Наши отношения" Методика М.И. Рожкова Социометрический эксперимент
Основные проблемы, выявляемые проблемно-ориентированным анализом в учебных учреждениях: разрозненность, несогласованность воспитания и обучения; отсутствие целенаправленности и планомерности в воспитательной работе, а также адекватных способов оценки её результативности; отсутствие преемственности в воспитательной работе классных руководителей младшего, среднего и старшего звена; пассивность позиции родителей, их отстранённость от школьных проблем своих детей; низкая психолого-педагогическая компетентность родителей, их неумение правильно построить процесс семейного воспитания.