ТЕЗИСЫ Выступление председателя общественной организации «Женщины с высшим образованием Республики Таджикистан» на тему « Нужды и приоритеты для образования женщин в постконфликтный период: опыт Таджикистана»
Конфликтная ситуация в Таджикистане ( гг). Межтаджикские переговоры. Комиссия национального примирения. Создание общественного совета. Движение «Вахдат»
Последствия конфликта: Разрушены около 20% школ,130 требовали восстановления. 50 тысяч убитых, 55тысяч сирот, 26 тысяч женшин вдов. Около миллиона беженцев и сейчас около миллиона мигрантов.
ПРОБЛЕМЫ Нехватка школ, учителей, низкий охват учебой детей(особенно девочек). Выдача замуж несовершеннолетних, снижен брачный возраст. Проявление Насилия, возрождение традиционных представлений о роли и месте женщины в семье и обществе. Рост бедности. Проблемы безопасности.
Внимание государства по обеспечению равноправия мужчин и женщин в сфере образования : Указ президента Р.Т. от 1999года « О повышении роли женщин» Госпрограмма « Основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в Республике Таджикистан на годы». Закон Республики Таджикистан «О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации »(2005г) Национальная стратегия активизации роли женщин в Республике Таджикистан на годы. Закон об образовании
Внимание государства по обеспечению равноправия мужчин и женщин в сфере образования : Закон об ответственности родителей за обучение и воспитание детей. Увеличен брачный возраст(18 лет). На стадии принятия Закон о профилактике домашнего насилия. Ратифицированы ряд международных документов Создан и действует механизм « президентских квот» начиная с 1997года для девушек из отдаленных регионов, представляющий возможность получения высшего образования. Последние годы квоты выделяются и юношам. В учебные программы системы высшего образования в качестве обязательной дисциплины включены «Основы демогафии и гендерной политики». Проведена гендерная экспертиза учебников.
Приоритеты: Создание постоянно- действующей системы проведения информационно-просветительской работы по значимости и необходимости женского образования с привлечением СМИ, общественных и религиозных организаций. Создание безопасной учебной среды, учитывающей гендерные факторы, которая позволит устранить основное препятствие, мешающее охвату девочек системой образования. Разработка механизмов продолжения обучения для девушек, не получивших в своё время полное среднее образование. Такие механизмы должны иметь практическую направленность с учетом условия жизни девушек и Содействовать организации центров обучения специальностям.
Приоритеты: Разработка и осуществление специально рассчитанных на девушек программ, которые позволяли бы получать информацию, навыки, советы и услуги,необходимые для профориентации, защиты от конфликтов и насилия и другое. Особо обратить внимание на не окончивших или не обучавщихся в годы гражданской войны и узаконить накопленный опыт. Следует продолжить адресную помощь от государства и международных организаций по поддержке учёбы девочек Проводить правовое просвещение,разнообразив формы и методы обучения; Распространения информационных материалов( среди учащихся, студентов, общин, домохозяек и.т.д.) как путём издания,так и через СМИ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!