Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств Я. Корчак Я. Корчак
Этапы становления ЛИЧНОСТИ
Подростковый возраст – возраст, являющийся переходным от детства к взрослости и охватывающий период времени от 10 – 11 до 13 – 14 лет «ПЕРЕХОДНЫЙ» «ТРУДНЫЙ» «КРИТИЧЕСКИЙ»
Физическое развитие Неравномерность физического развития сказывается на общей деятельности Быстрая утомляемость Головные боли Головокружения Учащенное сердцебиение
Психическое развитие Интересы Умственная зрелость Уровень самостоятельности
Психическое развитие Неустойчивая самооценка; Неадекватное представление о собственной компетентности, социальной компетентности; Снижение настроения; Тревожность; Легко возникающие страхи;
Ведущая деятельность Социально-значимая деятельность Учение Общение Общественно-полезный труд (Новая социальная позиция) Ведущий мотив поведения - стремление найти свое место среди сверстников
Отношение с родителями «новое открытие родителей для себя» Родители – это люди, обеспечивающие настоящее и будущее.
Отношение к себе Самоисследование Чувство одиночества Стремление быть и считаться взрослым
Центральные новообразования возраста Абстрактное мышление Самосознание Половая идентификация Чувство «взрослости» Переоценка ценностей
Рейтинг подростковых ценностей Наличие хороших и верных друзей Счастливая семейная жизнь Здоровье Уверенность в себе Любовь Познание Материально обеспеченная жизнь Свобода как независимость в поступках и действиях Интересная работа Активная деятельная жизнь Красота природы и искусства Творчество
Самопознание Формируется в процессе развития – самоуважение Самоуважение - выражает установку одобрения или неодобрения по отношению к самому себе и указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значимым, преуспевающим и достойным
Проблема баланса поддержки и здоровья ТРЕБОВАНИЯ 1 группа: Выполнение родительских требований обязательное 2 группа: Возможно обсуждение родительских требований 3 группа: Ребенок решает самостоятельно, но родители оказывают помощь, поддержку, дают советы
Особенности подросткового возраста Положительные изменения, происходящие с подростком: * проявление чувства взрослости; * рост самосознания, самооценки, саморегуляции; * повышенное внимание к своей внешности (рост, фигура, лицо, одежда); * проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков; * появление познавательной мотивации; * желание быть не хуже, а лучше других. Негативные изменения, происходящие с подростком: * ранимая неустойчивая психика, высокая тревожность; * проявления эгоцентризма; * намеренная манипуляция взрослыми; * внутренний конфликт с самим собой и окружающими; * повышенное негативное отношение к учителям, родителям, взрослым; * страх одиночества (мысли о суициде).
Ребенок не виноват в жизненных трудностях родителей. Какие бы времена ни были, какие бы события не происходили, ребенок – это самая большая ценность. Общение с ним как раз та самая отдушина, та радость, которой так мало в нашей повседневной жизни.