Лекция 1. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Преподаватель - Таранова Евгения Владимировна
План. 1. Объект, предмет и задачи инженерной психологии. 2. Исторические этапы развития инженерной психологии. 3. Методы инженерной психологии. 4. Взаимосвязь инженерной психологии с другими науками.
1. Объект, предмет и задачи инженерной психологии
Инженерная (техническая) психология это практически ориентированная отрасль психологической науки, предметом которой является изучение объективных закономерностей взаимодействия человека с техническими устройствами.
Предпосылки возникновения инженерной психологии: Развитие технического прогресса, механизации и автоматизации производства. Появление множества новых профессий, связанных с техникой и компьютером. Широкое применение машин, вычислительной техники.
Предпосылки возникновения инженерной психологии: Рост травматизма и функциональной заболеваемости людей, взаимодействующих с техническими системами на производстве и в быту ; Недостаточная эффективность техники.
Как психологическая наука инженерная психология изучает психические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования к человеку вытекают из особенностей технических устройств. Как техническая наука инженерная психология изучает проектирование пультов управления, кабины машин для удобства управления.
Объект инженерной психологии – взаимодействие в системе «Человек – Машина» (СЧМ). Человек в этой системе называется оператором. Под машиной понимается любое техническое устройство посредством которой осуществляется трудовая деятельность.
Предмет инженерной психологии – 1. Классификация систем "человек - машина". 2. Деятельность человека в автоматизированных системах 3. Работоспособность и режимы работы операторов. 4. Аварии и ошибки в управлении машинами 5. Эргономика и проектирование машин
Цель инженерной психологии Цель инженерной психологии повышение эффективности и безопасности функционирования технических систем.
задачи инженерной психологии : задачи инженерной психологии : ДиагностическиеЭксплуатационные
Диагностические задачи: Анализ функций человека в СЧМ. Изучение восприятия информации человеком-оператором. Изучение влияния психологических факторов на эффективность систем " человек - машина ".
Эксплуатационные задачи: Разработка принципов построения рабочих мест операторов. Исследование функциональных состояний оператора. Разработка принципов и методов профессиональной подготовки операторов в СЧМ. Инженерно - психологическое проектирование и оценка систем " человек - машина ".
2. Исторические этапы развития инженерной психологии
1 этап. Возникновение инженерной психологии (20-60 гг. 20 века).
В 20-х годах 20 века в связи с бурным развитием техники появилась инженерная психология. Инициаторами создания инженерной психологии выступали: американские и английские психологи А. Чапанис, Мак-Фердан, У. Гарнер, Д. Бронбет и др.
В России официальное возникновение инженерной психологии принято связывать с организацией в октябре 1959г. в ЛГУ лаборатории индустриальной психологии, руководителем которой был Б.Ломов.
Этот этап развития инженерной психологии называют этапом активного накопления эмпирического материала, который впоследствии лег в основу соответствующих практических рекомендаций, инженерно- психологических нормативов, практических пособий, справочников и учебников.
Задачи инженерной психологии сводились в основном к критическому анализу ошибок проектирования оборудования или подготовке операторов, выявлению факторов, влияющих на эффективность систем "человек-машина".
2. этап. Теоретическое оформление инженерной психологии (60-90 гг 20 века)
В 50-х гг. были определены в общих чертах закономерности приема и переработки информации человеком, а в 60-х гг. - общие принципы организации взаимодействия человека с ЭВМ.
На рубеже х годов инженерная психология выходит на новый этап своего развития. В инженерной психологии В инженерной психологии начинается процесс аккумуляции научного знания, формирования оригинальных авторских концепций.
Основные теоретические концепции инженерной психологии : 2. Концепции информационной модели 3. Концепции пропускной способности 4. Концепции количественной оценки рабочего процесса и надежности
3 этап. Системные исследования в инженерной психологии (90 гг 20 века - настоящее время)
Основные методологические принципы инженерной психологии принцип гуманизации труда принцип активности оператора принцип комплексности принцип последовательн ости принцип проектирования деятельности
Перспективы развития инженерной психологии : дальнейшая разработка теории деятельности человека в современных системах « человек компьютерная техника »; совершенствовании методов профессиональной ориентации, отбора и профессиональной подготовки человека для систем человек техника.
3. Методы исследований в инженерной психологии
1. Психодиагностические методы. 2. Экспериментальные методы. 3. Методы психологической поддержки безопасной и надежной деятельности человека в системах человек техника.
4. Психофизиологические методы. 5. Математические методы. 6. Методы анализа продуктов деятельности.
7. Методы моделирования. 8. Имитационные методы.
4. Взаимосвязь инженерной психологии с другими науками
Инженерная психология связана со смежными областями знаний
1. Инженерная психология взаимосвязана с психологией труда Психология труда - отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности.
2. Инженерная психология взаимосвязана с научной организацией труда Научная организация труда ( НОТ ) процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта.
3. Инженерная психология составляет также ядро обширной области научного знания, получившей название эргономика.
Система объекта эргономики