КОМПЕТЕНЦИЯ, [латин. competentia] (книжн.) – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Давайте рассмотрим.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компетентностный подход в моделировании профессиональной деятельности педагога.
Advertisements

Компетентностный подход в обучении и воспитании. Апрель 2009 года.
Содержание профессиональной компетентности учителя Лукьянова Т.В., заместитель директора по УВР МОУ СОШ 2.
Современные требования к подготовке учителя нового поколения в условиях реализации ФГОС. Куковская Лилия «МОУ СОШ 4».
К вопросу о компетентности современного учителя Забашта М. А., методист по английскому языку ГОУ лицей 533 март, 2010 г.
Характеристики, определяющие успешность завуча КРО ( составляющие системы компетенций ) Знания основ науки об управлении и владение управленческими технологиями.
Повышение профессионального мастерства педагогов в ходе реализации ООП НОО Семинар заместителей директоров по УВР I ступени образования 20 марта 2013 г.
Формируем профессиональные компетенции. КОМПЕТЕНТНОСТЬ – новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки,
КОМПЕТЕНТНОСИТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ Семинар МОУ «Средняя школа 13»
Галеева Наталья Львовна, КБН, доцент каф. УЩ ФПК ППРО МПГУ.
Тема: «ИКТ-компетентность в системе профессиональных компетентностей педагога» План: 1. Система педагогических компетентностей. 2. Практикум. Самооценка.
9 декабря 2008 год Педагогические технологии МОУ «Кузнеченская СОШ»
1 Компетентность (от анл. competence) – осведомленность, авторитетность; cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной.
Профессиональные компетенции педагогов ДОУ Бесчастнова Ирина Анатольевна, старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ 5 Приволжского района.
Готовность педагога к инновационной деятельности как фактор его профессионального развития.
Цель педсовета рассмотреть вопросы компетентности в контексте профессиональной деятельности учителя, необходимые для реализации образовательных стандартов.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОО.
Рожкова Ольга Николаевна Заместитель директора по УВР ГОУ СОШ г.
Школьные мифы Чем больше ученик знает, чем лучше он учится в школе, тем успешнее и правильнее он будет поступать в жизни. Правильные поступки (успех)
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Транксрипт:

КОМПЕТЕНЦИЯ, [латин. competentia] (книжн.) – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Давайте рассмотрим несколько определений понятия профессиональной компетентности учителя

Компетентность - это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л.М.) Компетентность - это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В.А.) Компетентность - это совокупность профессионально- педагогических компетенций. (Соловова Е.Н.) Компетентным считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяются также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств – с другой стороны. (Маркова А.К.)

Компетенция – это своего рода «анатомия» компетентности, логично будет далее рассмотреть вопрос о сущности компетенции. Выделяют следующие профессионально-педагогические компетенции:

Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития. Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики. Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания. Управленческая компетенция, т.е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности. Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий. Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора. Креативная компетенция, т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

п/п Характеристики, определяющие успешность учителя 8-10 баллов- оптимальный уровень 6-7 баллов- достаточный уровень 5 баллов и ниже – Критический уровень 1 Предметная компетенция: Знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета Учитель отлично знает содержание предмета, хорошо ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, что находит отражение в оборудовании кабинета и в содержании урочной и внеурочной деятельности учащихся. Учитель хорошо знает содержание предмета, хорошо ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, но использует материалы публикаций нерегулярно – для подготовки выступлений, отчетов. В содержание учебного процесса продуктивный опыт и инновационные приемы вводит эпизодически Учитель знает содержание предмета, но практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в его преподавании, не пользуется периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук: педагогики, психологии, методики

п/п Характеристики, определяющие успешность учителя 8-10 баллов- оптимальный уровень 6-7 баллов- достаточный уровень 5 баллов и ниже – Критический уровень 2 Обще- педагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности. Учитель знает теорию познавательной деятельности. При обсуждении коррекционных воздействий, анализе уроков, результативности образовательного процесса активно использует эти понятия. Учитель не имеет целостного представления обо всех ресурсах и условиях учебного успеха ученика. Учитель имеет затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика. Практически не может самостоятельно проанализиров ать познавательну ю сферу ученика. 3 Профессионально -коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения Учитель умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая конфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учеников Учитель строит общение по принципу директивно- понимающего, однако не всегда может дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным учеником Учитель не уделяет должного внимания стилю и способам общения

п/п Характеристики, определяющие успешность учителя 8-10 баллов- оптимальный уровень 6-7 баллов- достаточный уровень 5 баллов и ниже – Критический уровень 4. Управленческая компетенция: владения управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты. Учитель владеет технологиями самоанализа, умеет выделить и анализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Уметь спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета. Учитель испытывает затруднение при целеполагании, но может анализировать свою деятельность по предложенному алгоритму, корректируя цели и условия учебного процесса. Учитель практически не использует принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строится на эмоциях и ощущениях. В основном ставит и реализует предметные цели в обучении. 5. Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу Учитель может самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер- класс, оформить статью, доклад Учитель способен самостоятельно описать свой опыт, но для систематизации, структурирования, обобщения и выводов требует помощи Учитель практически не может описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоватьс я его опытом

п/п Характеристики, определяющие успешность учителя 8-10 баллов- оптимальный уровень 6-7 баллов- достаточный уровень 5 баллов и ниже – Критический уровень 6. Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент Учитель владеет навыками педагогического экспериментирован ия с минимальной помощью научного руководителя. Умеет проанализировать результаты ОЭР, сформулировать практические рекомендации и теоретические выводы. Учитель может провести эксперимент, но для его планирования и анализа нуждается в научном руководстве. Учитель не может или затрудняется спланировать внедрение инноваций, спрогнозироват ь результат такого внедрения 7. Информационно- коммуникативная компетенция Учитель владеет основами ИК- технологий для обслуживания потребностей учебного процесса Учитель находится на начальном этапе становления информационно- коммуникативной грамотности. Имеет начальные навыки и умения. Учитель практически не знает содержание ИК- технологий и не использует их в учебном процессе.

Компетентность – это наблюдаемые проявления успешной продуктивной деятельности. Компетентность в контексте педагогической деятельности – это комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия в образовательном пространстве и зависящий от необходимых для этого профессиональных компетенций.