ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Р.В. Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Самостоятельность школ: механизмы развития качества образования и их финансово- экономического обеспечения Р.В. Селюков, первый заместитель директора Института.
Advertisements

Введение ФГОС ступеней общего образования: ключевая проблематика, эффективные модели Р.В. Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной.
Финансово-экономические модели обеспечения достижения эффектов модернизации Селюков Р.В., первый зам.директора Института проблем образовательной политики.
Модель региональной системы оценки качества общего образования докладчик Воронцов А.Б.
Модель всероссийской системы оценки качества общего образования разработана ИПОП «Эврика» в рамках реализации ФЦПРО докладчик Воронцов А.Б.
ЦЕНА И ЦЕННОСТИ ИННОВАЦИЙ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ Митряева Н.В., Директор МБОУ «Гимназия 14»
Модель системы нормативно- подушевого финансирования образовательных учреждений Брянской области: ключевые характеристики первый зам. директора Института.
« Управленческая проблематика внедрения образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» Н.М.Шадрина, эксперт ИПОП «Эврика»
АДАМСКИЙ А.И. – ВДОХНОВЕНИЕ СЕЛЮКОВ Р.В. – РАМКА МУХА Н.В. - СОДЕРЖАНИЕ УШАКОВА Е.Г. - СПИКЕР Г. УЛАН – УДЕ, 14 ОКТЯБРЯ 2012 Проектирование системы оценки.
НАПРАВЛЕНИЕ «РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (РСОКО)», УШАКОВА Е.Г 14 НОЯБРЯ 2012 Содержательные аспекты мониторинга развития.
Современные финансово- экономические механизмы реализации ФГОС Р.В. Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика»
Эффективные финансово- экономические механизмы реализации самостоятельности школ Эксперт ИПОП «Эврика» Сандакова Н.Ю.
Принципы, механизмы и направления модернизации системы образования А.И. Адамский, научный руководитель ИПОП «Эврика» IV Байкальский образовательный форум.
Содержание и организация деятельности Управляющего совета. Основные направления, формы и методы работы школьных управляющих Р.В. Селюков – первый заместитель.
Управление развитием системы оценки качества общего образования (часть 2) Р.В. Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной.
Концепция системы оценки качества основного общего образования А.И. Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»
Система оценивания. Требования ФГОС Дозморова Е.В.
Ключевые финансово-экономические модели институционализации современных представлений о качестве общего образования в рамках реализации «дорожных карт»
Модернизация финансово- экономических механизмов введения ФГОС Р.В. Селюков – первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика»
Институциональная модернизация образования в условиях реализации системных федеральных проектов Р.В. Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт.
Транксрипт:

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Р.В. Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» г. Улан-Удэ, 13 октября 2012 г.

Нет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем людей, чтобы они говорили, что делать нам Стивен Пол Джобс Я назову компанию «Яблоко», если к 5 часам вы не предложите лучшего! Стивен Пол Джобс Пролог

Часть 1. Что мы финансируем и на что расходуем средства? Неопределенность в системе оценки качества образования препятствует адекватному финансированию системы образования Неопределенность в системе оценки качества образования обесценивает труд работников образования

Социализация – рамка СОК Социализация – ключевая задача системы образования, и качество образования определяется именно тем, насколько ребенок успешно себя реализовал, на пользу людям и себе. Социальная успешность на основе присвоения культурных образцов и ценностей, умения действовать и ориентироваться в культуре и во времени. 4

Принципы проектирования образовательных результатов 1. Сквозной характер универсальных (метапредметных) образовательных результатов; 2. Уровневый характер предметных образовательных результатов. 3. Операциональный характер предметных и метапредметных образовательных результатов 4. Качественный характер оценки личностных результатов

Результаты образования Сквозные метапредметные (через все возраста) Умею учиться Умею взаимодействовать Умею работать с информацией Уровневые предметные (через все предметы) 1. Умею действовать по образцу 2. Умею применять способ действия в аналогичной ситуации 3. Умею преобразовывать способ действия

Структура образовательных результатов Блок 1. Метапредметные результаты – Начальное общее образование Основное общее образование Полное общее образование Умение учиться сообща под руководством учителя (взрослого) Умение учиться индивидуально под руководством учителя (взрослого) Умение учиться по индивидуальной ОП с минимальным участием взрослого Учебное сотрудничество как основа совместных действий Продуктивное сотрудничество как основа совместных действий Ресурсное сотрудничество как основа совместных действий Поиск информации как основа информационной компетентности Организация работы с информацией как основа информационной компетентности Управление потоками информации как основа ИК

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ - компетентность) РЕФЛЕКСИВНЫЙ УРОВЕНЬ (грамотность) ФОРМАЛЬНО- РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ (умения) ПРОЙДЕННАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ УРОВНИ ПРИСВОЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ СРЕДСТВ/СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД в предметных результатах Уровни учебных способов действий

Личностные результаты как социальный опыт ребенка Начальное общее образование Основное общее образование Полное общее образование участие учащихся в разных видах деятельности (учебная и внеучебные виды деятельности) социальную пробы и приобретение общественно- полезного социального опыта социальная практика 9 Осмысленное и ответственное построение личной жизненной траектории образовательная самостоятельность, подразумевающая умения школьника создавать средства для собственного продвижения, развития; образовательная инициатива – умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать; образовательная ответственность – умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях

Виды оценки индивидуальных учебных достижений и их инструментарий Уровни образования Виды оценочных процедурИнструментарий Образователь ное учреждение - формирующее оценивание; - индивидуальный прогресс; - прогностическая оценка (ЗБР); - ретроспективная (суммативная, промежуточная) оценка; - публичное представление учебных и внеучебных достижений; - самообследование; - итоговая аттестация 9-й класс (уровень ОУ) -диагностические задания; - трехуровневые задачи; - стартовые работы; - итоговые работы; - портфолио; - публичное выступление (защита творческих работ); - публичный доклад; Регион- мониторинговые исследования в 1,5,7,10-х классах; - внешняя независимая оценка по запросу ОУ; - государственная, общественно- профессиональная и общественная экспертиза в рамках аккредитации ОУ - итоговая аттестация 9-х классов (уровень Р) Тестовые диагностические материалы; Экспертные карты; процедура защиты индивидуальных проектов; контрольно-измерительные материалы для ИА Федерация-Мониторинговые исследования; - итоговая аттестация 9,11 классы контрольно-измерительные материалы, портфолио

Структура федерально-регионального управления СОК и СКК Федеральная (региональная) служба по контролю и надзору в сфере образования Национальный (Всероссийский) Центр и региональные центры оценки качества общего образования Лицензирование Аккредитация Итоговая аттестация 9,11 Аттестация педагогических работников Мониторинговые исследования Социологические исследования Аналитика Методические рекомендации Нормативно- правовое обеспечение Сопровождение реализации ФГОС ОО Экспертиза учебников и сертификация ООП Контроль качества и надзор

Процедуры Инструментарий Показатели ОСОКО Эксперты Итоговая аттестация в 9, 11 классах Мониторинговые исследования образования по ФГОС в 1, 5, 7, 10 классах Исследования уровня удовлетворенности граждан качеством образования Учет внеучебных достижений учащихся Аккредитация Аккредитация Государственная экспертиза Общественно- профессиональная экспертиза Аттестация учителей (квалификационные испытания) Надзор за соблюдение законодательства Федеральный и региональные центры оценки качества образования Региональные службы по контролю и надзору в сфере образования Разведение экспертных процедур контроля и оценки

ОСОКО Показатели Оценка качества выполнения муниципальных (государственных заданий) Оценка качества выполнения муниципальных (государственных заданий) Показатели Аттестация учителей Аттестация учителей Показатели Итоговая аттестация в 9 и 11 классах Итоговая аттестация в 9 и 11 классах Показатели Методика расчета величины регионального подушевого норматива Методика расчета величины регионального подушевого норматива Показатели Мониторинговые исследования качества образования Мониторинговые исследования качества образования Показатели Система оплаты труда (распределение стимулирующей части ФОТ) Система оплаты труда (распределение стимулирующей части ФОТ) Показатели Аккредитация ОУ Аккредитация ОУ Показатели Эксперты Процедуры Инструменты Комплексный характер модели оценки качества образования

Эксперты Инструментарий Показатели ОСОКО Процедуры Оценка выполнения Г(М)З Оценка выполнения Г(М)З Аккредитация ОУ Аккредитация ОУ Распределение стимулирующе й части ФОТ Распределение стимулирующе й части ФОТ Планирование курсовой подготовки учителей Планирование курсовой подготовки учителей Итоговая аттестация в 9, 11 классах Мониторинговые исследования образования по ФГОС в 1, 5, 7, 10 классах Исследования уровня удовлетворенности граждан качеством образования Учет внеучебных достижений учащихся Востребованность результатов процедур оценки качества образования

Процедуры Инструментарий Показатели ОСОКО Инструментарий Региональные центры оценки качества образования - Аккредитация - Мониторинговые исследования в 1,5,7,10 классах - Оценка качества реализации муниципальных (государственных) заданий - Распределение стимулирующей части ФОТ - Уровень удовлетворенности качеством образования - Учет внеучебных достижений - Статистические формы отчетности - Отчеты в различные инстанции Матрица показателей Электронная система сбора данных «Электронный паспорт школы» Национальный центр оценки качества образования ОУ 2 ОУ 1 ОУ n Электронизация инструментария оценки, сведение к нулю вала бумажной отчетности

Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО) Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО) Постановление Правительства РФ Требования ФГОС: -к образовательным результатам -к основным образовательным программам (ООП) -к условиям реализации ООП - Требования ФГОС: -к образовательным результатам -к основным образовательным программам (ООП) -к условиям реализации ООП - Требования к системам оценки качества образования на региональном и школьном уровнях: -требования к показателям оценки -требования к инструментарию оценки - требования к процедурам оценки - требования к экспертам (отбор, подготовка, сертификация) Требования к системам оценки качества образования на региональном и школьном уровнях: -требования к показателям оценки -требования к инструментарию оценки - требования к процедурам оценки - требования к экспертам (отбор, подготовка, сертификация)

Часть 2. Как финансируем и как расходуем средства?

Простое исполнение цифровых значений обязательств не ведет к системным изменениям автоматически

Новое содержание требует и новой формы

Проблематика появления муниципальных (государственных) заданий Программный бюджет Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) автономные, бюджетные, казенные автономные, бюджетные, казенные Получатели субсидий Сметное финансирование Риск недофинансирования АУ – вся экономия по итогам года остается, расходование средств вне ФЗ-94 БУ – экономия возвращается негарантировано Типы учреждений:

Почему муниципалитет отнес большинство учреждений к типу казенного учреждения? Варианты причин: 1.Субъективного характера (недоверие) -Директора школ не дееспособны в отношении решения финансово-хозяйственных вопросов -Директора школ не способны действовать вне рамок 94-ФЗ -Недееспособность руководства муниципалитетов в развитии сети образовательных учреждений -Желание руководства муниципалитета сэкономить на школах -Желание руководства муниципалитета «залезть в карман» регионального бюджета через сферу образования 2. Объективного характера (особенности учреждений) -Большинство учреждений – закрытого типа (школы при тюрьмах, школы для детей, имеющих серьезные проблемы в здоровье и т.д.) и нельзя стимулировать их к увеличению контингент

Основания для формирования объемов финансирования на услуги Получатели услуги (10) 3 3 ОУ Хватает мест в имеющихся учреждениях Не хватает мест в имеющихся учреждениях Другие организации По ФЗ-94 N норматив N норматив N норматив N норматив Необходимо определять объем средств исходя из количества получателей услуг, а не исходя из количества мест в учреждениях

Школа – социокультурный центр Шк ла о Школа – социокультурный центр села Умрет школа – умрет и село Признаки того, что школа действительно социокультурный центр: - Школа получает несколько муниципальных и государственных заданий на все оказываемые социальные и культурные услуги населению - В реестре муниципальных (государственных) услуг все эти услуги заложены Какие услуги может оказывать школа как социокультурный центр села? -Услуги по реализации ООП ступеней ОО -Услуга дошкольного образования -Библиотечное обслуживание населения -Медицинское обслуживание населения ЦЕЛЬ – ОКАЗАНИЕ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ, А НЕ ПРОСТОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМОВ АССИГНОВАНИЙ ШКОЛЕ ШКОЛА

Школа может получать несколько заданий (муниципальных, государственных)

Расчет регионального подушевого норматива финансирования ОУ (c опорой на учебные часы)

Расчет регионального подушевого норматива финансирования ОУ (без опоры на учебные часы)

Доведение средств по нормативу до школ

Как муниципалитеты не доводят средства до школ

Общеэкономическая проблематика (темпы роста зарплаты и производительности труда) Зарплата Производительность труда Производительность труда: основа расчета – учебные часы учителя Зарплата Производительность труда Производительность труда: основа расчета – все виды деятельности учителя

Учитель Ключевые модели: -Норматив - средняя зарплата в экономике региона; унификация величины норматива; -Повышение эффективности бюджетных расходов (70/ /40; 25/15/100; 1/15); -Муниципальные задания и самостоятельность школ; -Нормирование всех видов деятельности учителя; пути ухода от ставочного принципа нормирования труда учителя.

Учитель Вводные: - Эффективный контракт; Возможный уход от ставок; -Рост МРОТ до прожиточного минимума; -Стимулирующие принципы дополнительного финансирования; -Повышение зарплаты педагогических работников ОУ

Учитель Проблемы и риски: -Формально низкая динамика роста производительности труда учителя; -Отсутствие реальной самостоятельности школ и усиление ручного управления; -В отсутствии самостоятельности и в условиях усиления борьбы за эффективность расходования бюджетных средств рискуем получить типовые штаты; -Отсутствие прозрачных механизмов формирования объемов финансирования школ на содержание имущества

А что со стандартами?

Введение ФГОС Ключевые модели: -Увязка муниципального задания и ФГОС -Увязка закупок и требований ФГОС -Увязка квалификационных характеристик, показателей аттестации, показателей стимулирования в НСОТ, профессиональных стандартов к требованиям ФГОС -Формирование региональной СОКО

Введение ФГОС Вводные: -Профессиональные стандарты; -Эффективный контракт; -Стимулирование ухода пенсионеров на отдых. Проблемы и риски: -Отсутствие норматива на реализацию муниципального задания срывает введение ФГОС -Отсутствие механизмов расчета доли учебных расходов в нормативе -Отсутствие механизмов планирования развития физического образовательного пространства школы

Повышение квалификации педагогических и руководящих работников

Ключевые модели -Формирование механизмов проявления адресных потребностей в ПК (прежде всего аттестация и иные механизмы СОКО) -Формирование регионального норматива финансирования на повышение квалификации как рыночного сигнала для свободной конкуренции услуг -Стажировочные площадки действуют легально и возмездно

Введение нового Порядка аттестации педагогических работников

Ключевые модели: - Усиление дифференциации в оплате труда работников разных категории; - Квотирование долей учителей разных категорий; - Отмена квалификационных категорий в условиях эффективного контракта; - Обеспечение связи аттестационых показателей с квалификационными характеристиками по должностям

Дистанционное образование!?

Развитие дистанционного образования Ключевые модели: -Норматив на образование в сети Интернет -Базовые условия в ОУ -Конкурсное распределение муниципального задания -Показатели качества реализации муниципального задания -Сетевая инфраструктура (расчет ее стоимости, ее финансирование)

Повышение эффективности расходования средств

Ключевые модели: -Самостоятельность учреждений; -Деньги единой (ЗП+УР+СИ) субсидией всем БУ и АУ -Минимизация количества КУ