Технология «Развитие критического мышления»
Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить. Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек проявляет любознательность и использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и осуществляет планомерный поиск ответов.
Признаки критического мышления: мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком; самостоятельное, ответственное; аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения; многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон; индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией; социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия - дискуссия.
Базовая модель технологии РКМ. вызов реализация смысла (осмысление содержания) реализация смысла (осмысление содержания) рефлексия (размышление) рефлексия (размышление)
Структура занятия в концепции "критического мышления": 1 стадия «Вызов» Цели: Актуализация опыта и предыдущих знаний Активизация деятельности учащихся Формирование мотивации на учебную деятельность Постановки обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности
2 стадия – «Реализация» Цели: Получение обучаемыми нового знания Формирование понимания и систематизация знаний Освоение способа работы с информацией Поддержка целей, поставленных на стадии вызова
3 стадия – «Рефлексия» Цели: Присвоение нового знания Создание целостного представления о предмете Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности Работа по оценке и самооценке развития обучаемых в предмете
Методические приемы ТКМ на первой стадии «Вызова» «Мозговой штурм» Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте Работа с ключевыми терминами. Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности). Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания). Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей). Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал). Толстые и тонкие вопросы
Методические приемы ТКМ на второй стадии «Осмысления» Маркировочная таблица ( «v» - я так и думал, «+» - новая информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён). Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы). Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации). Заполнение таблицы ЗХУ.
Методические приемы ТКМ на третьей стадии «Рефлексии» Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало). Возврат к ключевым словам. Возврат к перевернутым логическим цепочкам. Возврат к кластерам (их заполнение). Возврат к ЗХУ Творческая работа - синквейн Эссе
Синквейн Синквейн - способ творческой рефлексии - стихотворение, написанное по определенным правилам: 1 строка - одно существительное, задается тема 2-ая - два прилагательных, описание темы 3-я - три глагола, описание действия в рамках темы 4-ая - фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме 5-ая – синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Взаимообучение ВЫЗОВОСМЫСЛЕНИЕРЕФЛЕКСИЯ «верите ли в то, что…» зигзагсводная таблица
ВЫЗОВОСМЫСЛЕНИЕРЕФЛЕКСИЯ Толстые вопросы Перекрестная дискуссия Эссе Дискуссия