Педагогический совет «Профилактическая работа с учащимися как форма организации воспитательного процесса в школе»
Причины отклонений в поведении детей и подростков Стадии отклоняющегося поведения: Неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством; Порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности); Девиантное поведение – нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство и т.д.), принявшие характер систематических и привычных; Предпреступное поведение – поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т.д.); Противоправное или преступное поведение – поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Какие формы отклоняющегося поведения распространены в молодёжной среде? ЮношиДевушкиСпециалисты 1. Употребление алкоголя и курение в общественных местах 1. Нарушение правил режима в школе, прогулы, отказ от выполнения домашних заданий 1. Курение и наркомания 2. Нарушение общественного порядка 2. Употребление алкоголя и курение в общественных местах 2. Употребление алкоголя 3. Хулиганство3. Проституция3. Отказ учиться, сквернословие, уход из дома 4. Токсикомания4. Употребление наркотических веществ 4. Агрессивность, раннее начало половой жизни 5. Мелкое воровство5. Нарушение общественного порядка 5. Непослушание, ложь, беспорядочная половая жизнь, токсикомания, воровство
Причины девиантного поведения: - желание обратить на себя внимание - 10% опрошенных; - желание завоевать авторитет 5%; - отсутствие значительных материальных возможностей родителей - 30%; - просто так от скуки - 7%; - масса свободного времени - 42%. Куда подростки обратятся за помощью, если возникнут проблемы: - 80% опрошенных - к друзьям; - 10% - к родителям; - практически никто не захотел обращаться к учителям, юристам, в центры помощи молодежи и т. д. - 70% опрашиваемых не знали о существовании телефона доверия.
Мнение родителей - Что вы считаете девиантным поведением? 37,5% - нарушение принятых социальных норм и поведение приносящее вред здоровью; 12,5% - нарушение принятых социальных норм; 50% - не задумывались над этой проблемой. - Что вы считаете основными причинами такого поведения детей? 62,5% - влияние улицы; 32,5% - занятость родителей; 2,5 – неполные семьи; 2,5% - экономический кризис. - Какие меры воздействия вы оказываете на ребёнка? 40% - применяют наказание (запрещают гулять, играть на компьютере); 37,5% - воздействуют через беседы, убеждения, приведение примеров из жизни; 22,5% - воздействуют на ребёнка физически («ремень»). - Кто должен заниматься проблемами «трудного»ребёнка? 57,5% - классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог; 17,5% - психотерапевт; 15% - инспектор по делам несовершеннолетних; 10% - родители. - Если у ребёнка появятся проблемы в поведении, что предпримете? 75% - будут решать проблему самостоятельно; 25% - обратятся к классному руководителю и школьному психологу. Что у вас вызывает тревогу? 75% - факт, что ребёнок может стать алкоголиком и наркоманом; 7,5% - алкоголиком и преступником; 8% - воздержались от ответа.
Почему появляются дети с девиантным поведением? Психическими отклонениями страдают от 5 до 15 % детей (М.Раттер, 1987г.) 33,1 % преступлений совершается подростками с поражениями головного мозга; 20, 1 % - больными олигофренией; 4,4 % - подростками с патологией характера; 2,6 % - подростками, страдающими неврозами Причины, связанные с психическими и психофизиологически ми расстройствами Дефекты правового и нравственного сознания; Содержание потребностей личности; Особенности характера; Особенности эмоционально-волевой сферы Причины социального и психологического характера Младший школьный возраст (от 6-7 до лет); Подростковый возраст (от лет до лет); Ранний юношеский возраст (от лет до 16-17) Причины, связанные с возрастными кризисами
Что заставляет ребёнка преступать границы социальных норм? Неблагоприятные условия семейного воспитания: 1) асоциальное поведение родителей; 2) недостаточное внимание и любовь со стороны родителей; 3) гиперопека; 4) чрезмерное удовлетворение потребностей ребёнка; 5) чрезмерная требовательность и авторитарность родителей Недостатки в учебно- воспитательной работе школы: 1)стрессогенные технологии ведения уроков и оценивания знаний учащихся; 2) негативные установки в отношении отдельных учащихся; 3) низкий профессиональный уровень учителя; 4) недостатки организационного характера в работе с детьми группы риска Отрицательное влияние стихийно- группового общения
Типы юных правонарушителей (В.Клайн): 1. Он просто «валяет дурака»; 2. Враг родителей; 3. Испорченный ребёнок; 4. Органик; 5. Психотик; 6. Дурное семя
Стадии разрушения личности «трудного ребёнка» I стадия. «Скрытый период заболевания». - Ребёнок нуждается в педагогической поддержке. II стадия. «Явление трудного народу». - Нужно искать возможность самоутверждения ребенка в деятельности внеклассной или внешкольной: кружках, клубах, секциях. III стадия. «На перепутье». - Нужен герой, только он может увлечь, заразить, научить, показать, что существует другой мир: умный, добрый, интересный. IV стадия. «По ком тюрьма плачет». Нужна встряска, «взрыв» (по Макаренко): любовь, смерть близкого, встреча с замечательным человеком, который бы «перевернул мир».
Цель воспитания трудного ребенка - формирование состояния самоперевоспитания. Нет факта более сложного, чем человеческий поступок. Нет явления более непостижимого, чем человеческое поведение. «Нет работы более изнурительной для сердца, чем работа педагога» (В. А. Сухомлинский).