Организация работы школьного методического объединения, его место и роль в методической службе общеобразовательного учреждения.
Школьное методическое объединение-это коллегиальный орган, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала. ШМО -это объединение педагогов, преподающих один предмет или несколько предметов в рамках одной образовательной области. ШМО создается в школе в том случае, если есть не менее трех учителей по одному предмету или образовательной области.
Председатель (руководитель) ШМО назначается ежегодно приказом по школе в начале учебного года из числа учителей, которые: имеют высокую профессиональную категорию и высокие результаты профессиональной имеют высокую профессиональную категорию и высокие результаты профессиональной деятельности; деятельности; пользуются уважением своих коллег-предметников, учителей, администрации школы; пользуются уважением своих коллег-предметников, учителей, администрации школы; обладают высокой коммуникативной культурой; обладают высокой коммуникативной культурой; способны быть лидером. способны быть лидером.
ЦЕЛИ: Повышение теоретического методического и профессионального мастерства учителей. Повышение теоретического методического и профессионального мастерства учителей. Вооружение педагогов эффективными методами, приемами и технологиями организации урочной и внеурочной деятельности. Вооружение педагогов эффективными методами, приемами и технологиями организации урочной и внеурочной деятельности. Изучение и эффективное использование в деятельности ШМО основополагающих нормативных документов по предмету. Изучение и эффективное использование в деятельности ШМО основополагающих нормативных документов по предмету. Изучение достижений передового педагогического опыта, достижений педагогической науки и практики. Изучение достижений передового педагогического опыта, достижений педагогической науки и практики. Развитие творческого потенциала педагога, способности к рефлексивной оценке своих достижений. Развитие творческого потенциала педагога, способности к рефлексивной оценке своих достижений. Развитие положительной профессиональной мотивации учителя и стремление к профессиональному росту. Развитие положительной профессиональной мотивации учителя и стремление к профессиональному росту. Формирование потребности педагогов в повышении своей профессиональной культуры. Формирование потребности педагогов в повышении своей профессиональной культуры. Повышение эффективности школьного урока. Повышение эффективности школьного урока. Развитие коммуникативной культуры педагога. Развитие коммуникативной культуры педагога. Формирование рефлексивной культуры учителя. Формирование рефлексивной культуры учителя. Формирование культуры качественного использования информационных технологий на уроке. Формирование культуры качественного использования информационных технологий на уроке. Изучение профессиональных достижений педагогов. Изучение профессиональных достижений педагогов. Изучение эффективности использования учителями-предметниками различных технологий организации урока. Изучение эффективности использования учителями-предметниками различных технологий организации урока. Изучение состояния преподавания предмета. Изучение состояния преподавания предмета. Развитие профессионального интереса педагогов к работе в творческих группах. Развитие профессионального интереса педагогов к работе в творческих группах.
Основные направления работы ШМО в условиях модернизации образования Обновление содержания школьного Обновление содержания школьного образования; образования; Формирование общеучебных и специальных умений ; Формирование общеучебных и специальных умений ; Диагностика обученности, обучаемости и реальных учебных возможностей учащихся; Диагностика обученности, обучаемости и реальных учебных возможностей учащихся; Поиск путей, средств, возможностей сокращения затрат учебного времени; Поиск путей, средств, возможностей сокращения затрат учебного времени; Внедрение современных образовательных технологий; Внедрение современных образовательных технологий; Развитие системы социального партнерства. Развитие системы социального партнерства.
Локальные акты, регламентирующие работу ШМО Положение о ШМО; Положение о ШМО; Положение о творческой группе педагогов; Положение о творческой группе педагогов; Положение о предметной неделе; Положение о предметной неделе; Положение о школьной олимпиаде; Положение о школьной олимпиаде; Функциональные обязанности руководителя ШМО; Функциональные обязанности руководителя ШМО;
Документация ШМО Положение о методическом объединении. Банк данных об учителях МО: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий стаж и педагогический, квалификационная категория, награды, звание, домашний телефон). Анализ работы за прошедший год. Задачи МО на текущий учебный год. Тема методической работы, её цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год. План работы МО на текущий учебный год. План-сетка работы МО на каждый месяц. Сведения о темах самообразования учителей МО. Перспективный план аттестации учителей МО. График прохождения аттестации учителей МО на текущий год. Перспективный план повышения квалификации учителей МО. График повышения квалификации учителей МО на текущий год.
Документация ШМО График проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий по предмету учителями МО (утверждается директором школы). Адреса профессионального опыта МО. Сведения о профессиональных потребностях учителей МО (по итогам диагностики). План проведения методической недели (если МО проводит самостоятельно). Программы (авторские по предмету, факультативов, кружков). Информация об учебных программах и их учебно- методическом обеспечении по предмету. Календарно-тематическое планирование (по предмету, по индивидуальным, факультативным занятиям, кружкам по предмету). План работы с молодыми и вновь прибывшими специалистам в МО. План проведения предметной недели. Результаты внутришкольного контроля (экспресс-, информационные и аналитические справки), диагностики. Протоколы заседаний МО.
Права методического объединения Методическое объединение имеет право: готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения квалификационного разряда; готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения квалификационного разряда; выдвигать предложения об улучшении учебного процесса в школе; выдвигать предложения об улучшении учебного процесса в школе; ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении; ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении; ставить вопрос перед администрацией школы о поощрении учителей методического объединения за активное участие в экспериментальной деятельности; ставить вопрос перед администрацией школы о поощрении учителей методического объединения за активное участие в экспериментальной деятельности; рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации; рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации; обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания учащихся к заместителям директора школы; обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания учащихся к заместителям директора школы; вносить предложения по организации и содержанию аттестации учителей; вносить предложения по организации и содержанию аттестации учителей; выдвигать от методического объединения учителей для участия в конкурсах «Учитель года». выдвигать от методического объединения учителей для участия в конкурсах «Учитель года».
Основные формы работы методического объединения. Проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс. Проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс. «Круглые столы», совещания и семинары по учебно- методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т. п. «Круглые столы», совещания и семинары по учебно- методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т. п. Заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся. Заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся. Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету. Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету. Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии. Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии. Изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований нормативных документов, передового педагогического опыта. Изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований нормативных документов, передового педагогического опыта. Проведение предметных недель и методических дней. Проведение предметных недель и методических дней. Взаимопосещение уроков. Взаимопосещение уроков.
Порядок работы методического объединения Возглавляет методическое объединение председатель, назначаемый директором школы из числа наиболее опытных педагогов по согласованию с членами методического объединения. Возглавляет методическое объединение председатель, назначаемый директором школы из числа наиболее опытных педагогов по согласованию с членами методического объединения. Работа методического объединения проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется председателем методического объединения, рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с заместителем директора по методической работе и утверждается методическим советом школы. Работа методического объединения проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется председателем методического объединения, рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с заместителем директора по методической работе и утверждается методическим советом школы. Заседания методического объединения проводятся не реже одного раза в четверть. О времени и месте проведения заседания председатель методического объединения обязан поставить в известность заместителя директора школы по методической (учебно-воспитательной) работе. Заседания методического объединения проводятся не реже одного раза в четверть. О времени и месте проведения заседания председатель методического объединения обязан поставить в известность заместителя директора школы по методической (учебно-воспитательной) работе. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в журнале протоколов. Рекомендации подписываются председателем методического объединения. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в журнале протоколов. Рекомендации подписываются председателем методического объединения. При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических объединений, на заседания необходимо приглашать их председателей (учителей). При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических объединений, на заседания необходимо приглашать их председателей (учителей). Контроль за деятельностью МО осуществляется директором школы, его заместителями по методической, учебно-воспитательной работе в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля. Контроль за деятельностью МО осуществляется директором школы, его заместителями по методической, учебно-воспитательной работе в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля.
РЕКОМЕНДАЦИИ К АНАЛИЗУ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Анализ - логический прием познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части,- элементы, признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, то есть необходимых и определенных качеств и свойств. Анализ - логический прием познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части,- элементы, признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, то есть необходимых и определенных качеств и свойств. Анализ - это сбор и обработка определенной, соответствующей информации для углубления понимания действительности, а также для подготовки и принятия на этой основе определенных управленческих решений. Анализ - это сбор и обработка определенной, соответствующей информации для углубления понимания действительности, а также для подготовки и принятия на этой основе определенных управленческих решений. Проблемный анализ - это особый вид анализа, направленный на развитие образовательной системы на основе выявления и оценки проблем (разрывов между результатами жизнедеятельности системы, желаемыми и требуемыми в будущем, и результатами, имеющими место в настоящий момент), а также на выявление и объяснение причин этих проблем (разрывов) с тем, чтобы, в конечном счете, обеспечить решение проблем и общее улучшение результатов системы. Проблемный анализ - это особый вид анализа, направленный на развитие образовательной системы на основе выявления и оценки проблем (разрывов между результатами жизнедеятельности системы, желаемыми и требуемыми в будущем, и результатами, имеющими место в настоящий момент), а также на выявление и объяснение причин этих проблем (разрывов) с тем, чтобы, в конечном счете, обеспечить решение проблем и общее улучшение результатов системы. В процессе анализа должен быть получен ответ на вопрос: какие проблемы нужно решать, чтобы повысить эффективность деятельности школьного методического объединения. В процессе анализа должен быть получен ответ на вопрос: какие проблемы нужно решать, чтобы повысить эффективность деятельности школьного методического объединения.
Источники анализа ШМО: нормативные документы; нормативные документы; записи анализа посещенных уроков, протоколов; записи анализа посещенных уроков, протоколов; результаты диагностик, контрольных работ, учебного мониторинга, аттестации учащихся; результаты диагностик, контрольных работ, учебного мониторинга, аттестации учащихся; результаты аттестации учителей; результаты аттестации учителей; результаты повышения квалификации учителей; результаты повышения квалификации учителей; материалы анкетирования учителей; материалы анкетирования учителей; статистические документы; статистические документы; систематизированные данные по каждому виду деятельности (таблицы, диаграммы, графики, качественные характеристики). систематизированные данные по каждому виду деятельности (таблицы, диаграммы, графики, качественные характеристики).
Требования к анализу ШМО: 1. Анализ должен быть конкретным; 2. Анализ должен обеспечивать полноту выявления существенных проблем (недостатков), не позволяющих достигать более высоких результатов работы ШМО. 2. Анализ должен обеспечивать полноту выявления существенных проблем (недостатков), не позволяющих достигать более высоких результатов работы ШМО. 3. Анализ и оценка ситуации должны носить обоснованный характер. 4. Выявленные в ходе анализа проблемы деятельности ШМО должны быть ранжированы по значимости и выделены наиболее приоритетные из них для неотложного решения. 5. Анализ должен быть прогностичным. 6. Выявленные в ходе анализа проблемы должны не просто констатироваться, но получать объяснение, позволяющее понять (а затем и устранить) их причины, прогнозировать, что может произойти, если проблема не будет устранена в обозримом будущем.
Примерная схема самоанализа деятельности учителя по итогам учебного года 5.Повышение квалификации и педагогического мастерства в течение учебного года: 5.Повышение квалификации и педагогического мастерства в течение учебного года: тема самообразования, ее реализация в текущем учебном году; тема самообразования, ее реализация в текущем учебном году; методическая литература, которую изучали в течение года; методическая литература, которую изучали в течение года; семинары, конференции, мастер-классы, круглые столы (разных уровней), в работе которых приняли участие; семинары, конференции, мастер-классы, круглые столы (разных уровней), в работе которых приняли участие; участие в конкурсах профессионального мастерства; участие в конкурсах профессионального мастерства; публикации. публикации.
Примерная схема самоанализа деятельности учителя по итогам учебного года 6.Инновационная деятельность: участие в экспериментальной деятельности; участие в экспериментальной деятельности; апробация новых программ, учебников; апробация новых программ, учебников; апробация и внедрение современных педагогических технологий. апробация и внедрение современных педагогических технологий. 7.Ваши предложения по организации учебного процесса и методической работы в новом учебном году: администрации ОУ; администрации ОУ; руководителю МО; руководителю МО; коллегам коллегам
Примерная схема анализа школьного методического объединения I блок- Анализ условий. I блок- Анализ условий. II блок - Анализ состояния преподавания, качества знаний, умений и навыков учащихся. II блок - Анализ состояния преподавания, качества знаний, умений и навыков учащихся. III блок - Задачи, над которыми методическое объединение будет работать в будущем учебном году. III блок - Задачи, над которыми методическое объединение будет работать в будущем учебном году.
1блок- Анализ условий 1блок- Анализ условий 1) Анализ педагогических кадров (в сравнении с прошлым годом):по образованию, по стажу, по возрасту, по квалификационной категории, повышение квалификации (курсовая подготовка, в том числе, в других регионах России, ее эффективность),награды, участие в конкурсах профессионального мастерства, публикации и участие в методических конкурсах. Сведения о публикациях учителей и их участии в методических конкурсах аттестация учителей (сколько учителей должно было пройти аттестацию в соответствии с перспективным графиком, сколько прошло фактически, какие условия были созданы для аттестуемых учителей), анализ затруднений педагогов. 1) Анализ педагогических кадров (в сравнении с прошлым годом):по образованию, по стажу, по возрасту, по квалификационной категории, повышение квалификации (курсовая подготовка, в том числе, в других регионах России, ее эффективность),награды, участие в конкурсах профессионального мастерства, публикации и участие в методических конкурсах. Сведения о публикациях учителей и их участии в методических конкурсах аттестация учителей (сколько учителей должно было пройти аттестацию в соответствии с перспективным графиком, сколько прошло фактически, какие условия были созданы для аттестуемых учителей), анализ затруднений педагогов.
1блок- Анализ условий 2)Анализ работы по учебно- методическому обеспечению образовательного процесса по предмету. Анализ учебных программ и учебников, используемых в образовательном процессе (базовый, профильный, углубленный уровни; элективные курсы, спецкурсы). 2)Анализ работы по учебно- методическому обеспечению образовательного процесса по предмету. Анализ учебных программ и учебников, используемых в образовательном процессе (базовый, профильный, углубленный уровни; элективные курсы, спецкурсы).
1блок- Анализ условий 3) Анализ работы над единой методической темой. Анализ деятельности школьного объединений педагогов(сколько прошло заседаний ШМО в течение года, формы этих заседаний, какие вопросы рассматривались на ШМО и какие решения были приняты, работа членов ШМО над темами самообразования, участие в работе МО). 3) Анализ работы над единой методической темой. Анализ деятельности школьного объединений педагогов(сколько прошло заседаний ШМО в течение года, формы этих заседаний, какие вопросы рассматривались на ШМО и какие решения были приняты, работа членов ШМО над темами самообразования, участие в работе МО).
1блок- Анализ условий 4) Анализ работы с молодыми специалистами (если такие имеются) в рамках школьного методического объединения (организация наставничества, индивидуальные консультации, посещение уроков и т. д.). 4) Анализ работы с молодыми специалистами (если такие имеются) в рамках школьного методического объединения (организация наставничества, индивидуальные консультации, посещение уроков и т. д.). 5) Анализ деятельности творческих групп, действующих в рамках школьного методического объединения (цель создания, состав, формы работы за год, результат). 5) Анализ деятельности творческих групп, действующих в рамках школьного методического объединения (цель создания, состав, формы работы за год, результат).
1блок- Анализ условий 6) Анализ инновационной деятельности: в области содержания (профильное обучение, авторские программы, апробация учебников и т. д.); в области содержания (профильное обучение, авторские программы, апробация учебников и т. д.); использование современных педагогических технологий; использование современных педагогических технологий; новые формы оценивания качества знаний учащихся (ЕГЭ, экзамен в новой форме для учащихся 9 классов, портфолио, безотметочная система оценивания и т. д.). новые формы оценивания качества знаний учащихся (ЕГЭ, экзамен в новой форме для учащихся 9 классов, портфолио, безотметочная система оценивания и т. д.).
1блок- Анализ условий 7) Выявление, обобщение и внедрение актуального педагогического опыта в практику. 7) Выявление, обобщение и внедрение актуального педагогического опыта в практику. 8) Анализ использования учебных кабинетов в образовательном процессе по предмету 8) Анализ использования учебных кабинетов в образовательном процессе по предмету
II блок - Анализ состояния преподавания, качества знаний, умений и навыков учащихся. 1) Анализ образовательного процесса по предмету (по результатам посещения уроков, административных контрольных и срезовых проверочных работ, тестирования, итоговой аттестации, в том числе в новой форме и в форме ЕГЭ). 1) Анализ образовательного процесса по предмету (по результатам посещения уроков, административных контрольных и срезовых проверочных работ, тестирования, итоговой аттестации, в том числе в новой форме и в форме ЕГЭ). 2) Анализ внеклассной работы по предмету. 2) Анализ внеклассной работы по предмету. 3) Анализ и результаты работы с одаренными детьми. Итоги олимпиад, научно- практических конференций 3) Анализ и результаты работы с одаренными детьми. Итоги олимпиад, научно- практических конференций
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ План (от латинского - плоскость) это заранее намеченный порядок, последовательность какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятий; замысел, проект, основные черты какой-либо работы. План (от латинского - плоскость) это заранее намеченный порядок, последовательность какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятий; замысел, проект, основные черты какой-либо работы. План - это и способ рассмотрения, построения, подхода к чему-либо. План - это и способ рассмотрения, построения, подхода к чему-либо.
Планирование Планирование это совокупность действий, таких как исследование аналитика и др., с целью нахождения комплекса решений, направленных на достижение целей какой-либо личности, организации, ряда организаций или всех граждан и организаций в регионе, стране или в мире. Планирование это совокупность действий, таких как исследование аналитика и др., с целью нахождения комплекса решений, направленных на достижение целей какой-либо личности, организации, ряда организаций или всех граждан и организаций в регионе, стране или в мире. Планирование предполагает, прежде всего, умение думать с опережением, системность и упорядоченность в работе. Планирование далеко от импровизации, оно требует аналитического мышления Планирование предполагает, прежде всего, умение думать с опережением, системность и упорядоченность в работе. Планирование далеко от импровизации, оно требует аналитического мышления
Источники составления плана работы ШМО на учебный год Нормативные документы. Нормативные документы. Рекомендации городского методического объединения, научно-методического информационного центра, регионального института повышения квалификации и профессиональной под готовки специалистов образования. Рекомендации городского методического объединения, научно-методического информационного центра, регионального института повышения квалификации и профессиональной под готовки специалистов образования. План работы общеобразовательного учреждения. План работы общеобразовательного учреждения. Проблемно-ориентированный анализ деятельности ШМО за предыдущий учебный год. Проблемно-ориентированный анализ деятельности ШМО за предыдущий учебный год. Анализ затруднений педагогов ШМО. Анализ затруднений педагогов ШМО. План работы на учебный год составляется руководителем ШМО, согласовывается с заместителем директора по научно-методической работе, обсуждается и утверждается на заседании ШМО в августе. План работы на учебный год составляется руководителем ШМО, согласовывается с заместителем директора по научно-методической работе, обсуждается и утверждается на заседании ШМО в августе.
Методические рекомендации к составлению плана работы ШМО план работы ШМО должен соответствовать потребностям общеобразовательного учреждения; план работы ШМО должен соответствовать потребностям общеобразовательного учреждения; реализация поставленных задач должна прослеживаться в мероприятиях; реализация поставленных задач должна прослеживаться в мероприятиях; план должен быть реальным и достижимым; план должен быть реальным и достижимым; в плане должны быть отражены четкие и реальные сроки выполнения того или иного мероприятия; в плане должны быть отражены четкие и реальные сроки выполнения того или иного мероприятия; за каждый результат должен отвечать конкретный человек. за каждый результат должен отвечать конкретный человек.
План работы школьного методического объединения План работы школьного методического объединения на учебный год составляется по основным направлениям деятельности ШМО и включает следующие разделы: План работы школьного методического объединения на учебный год составляется по основным направлениям деятельности ШМО и включает следующие разделы:
1.Организационная работа ШМО Организация олимпиад, конкурсов, конференций; Организация олимпиад, конкурсов, конференций; Организация работы по аттестации учителей; Организация работы по аттестации учителей; Организация курсовой подготовки членов ШМО; Организация курсовой подготовки членов ШМО; Организация работы с молодыми учителями. Организация работы с молодыми учителями.
2.Информационная работа ШМО: Изучение нормативных документов; Изучение нормативных документов; Изучение новинок психолого-педагогической и методической литературы, наиболее ценного педагогического опыта; Изучение новинок психолого-педагогической и методической литературы, наиболее ценного педагогического опыта; Изучение новых педагогических технологий; Изучение новых педагогических технологий; Формирование банков данных по различным направлениям деятельности; Формирование банков данных по различным направлениям деятельности; Информационная работа с родителями, учащимися. Информационная работа с родителями, учащимися.
3.Методическая (научно-методическая) работа ШМО : Заседания ШМО; Заседания ШМО; Оказание помощи в разработке адаптивных и авторских учебных программ; Оказание помощи в разработке адаптивных и авторских учебных программ; Работа с актуальным педагогическим опытом; Работа с актуальным педагогическим опытом; Работа с молодыми учителями; Работа с молодыми учителями; Проведение предметных недель; Проведение предметных недель; Открытые уроки педагогов ШМО; Открытые уроки педагогов ШМО; Подготовка методических рекомендаций; Подготовка методических рекомендаций; Подготовка статей к публикациям; Подготовка статей к публикациям; Апробация современных педагогических технологий. Апробация современных педагогических технологий.
4. Диагностико-аналитическая деятельность: Изучение затруднений педагогов ШМО; Изучение затруднений педагогов ШМО; Анализ уровня обученности учащихся (по результатам контрольных работ, итоговых оценок, результатам экзаменов); Анализ уровня обученности учащихся (по результатам контрольных работ, итоговых оценок, результатам экзаменов); Первичная экспертиза адаптированных и авторских программ; Первичная экспертиза адаптированных и авторских программ; Анализ деятельности. Анализ деятельности.
ЗАСЕДАНИЯ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Заседания школьного методического объединения проводятся в соответствии с планом работы по мере необходимости, но не реже 1 раза в четверть. Формы организации заседаний ШМО могут быть самыми разнообразными в зависимости от цели заседания, подготовленности педагогов, традиций общеобразовательного учреждений. Заседания школьного методического объединения проводятся в соответствии с планом работы по мере необходимости, но не реже 1 раза в четверть. Формы организации заседаний ШМО могут быть самыми разнообразными в зависимости от цели заседания, подготовленности педагогов, традиций общеобразовательного учреждений.
Формы организации и проведения заседаний ШМО: 1. Теоретический семинар - эта форма заседаний более всего подходит в тех случаях, когда необходимо познакомиться с нормативно-правовыми документами, новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Руководитель ШМО, учителя-предметники заранее готовят доклады, сообщения по обозначенным проблемам. Теоретический семинар требует большой подготовки: индивидуальных консультаций, бесед, изучения соответствующей литературы. Возможно к проведению теоретического семинара привлекать заместителя директора школы, специалистов Ц ПК. 1. Теоретический семинар - эта форма заседаний более всего подходит в тех случаях, когда необходимо познакомиться с нормативно-правовыми документами, новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Руководитель ШМО, учителя-предметники заранее готовят доклады, сообщения по обозначенным проблемам. Теоретический семинар требует большой подготовки: индивидуальных консультаций, бесед, изучения соответствующей литературы. Возможно к проведению теоретического семинара привлекать заместителя директора школы, специалистов Ц ПК.
Формы организации и проведения заседаний ШМО: 2.Семинар-практикум, на котором педагоги знакомятся не только с теоретическими вопросами, но и изучают реализацию теоретических вопросов на практике (через открытые уроки, занятия элективных курсов, внеклассные мероприятия и т. д.). Обязательным условием этой формы организации заседания ШМО является взаимосвязь теории и практики. Например, семинар-практикум по теме «Формирование общеучебных умений и навыков на уроках истории и общественных дисциплин» включает два блока - теоретический и практический. Учителя знакомятся с видами и структурой общеучебных умений, опытом работы отдельных учителей по формированию указанных умений (посещение открытых уроков, презентация системы работы, представление опыта работы, мастер-класс) и т. д. 2.Семинар-практикум, на котором педагоги знакомятся не только с теоретическими вопросами, но и изучают реализацию теоретических вопросов на практике (через открытые уроки, занятия элективных курсов, внеклассные мероприятия и т. д.). Обязательным условием этой формы организации заседания ШМО является взаимосвязь теории и практики. Например, семинар-практикум по теме «Формирование общеучебных умений и навыков на уроках истории и общественных дисциплин» включает два блока - теоретический и практический. Учителя знакомятся с видами и структурой общеучебных умений, опытом работы отдельных учителей по формированию указанных умений (посещение открытых уроков, презентация системы работы, представление опыта работы, мастер-класс) и т. д.
Формы организации и проведения заседаний ШМО: 3. Дискуссия - это целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями членов ШМО по какой-то проблеме, которая требует поиска истины. В дискуссии участвует небольшое коли чество педагогов (до 10 человек), благодаря этому каждый может не просто высказать свое мнение, но и обстоятельно обосновать и доказать его. 3. Дискуссия - это целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями членов ШМО по какой-то проблеме, которая требует поиска истины. В дискуссии участвует небольшое коли чество педагогов (до 10 человек), благодаря этому каждый может не просто высказать свое мнение, но и обстоятельно обосновать и доказать его.
Формы организации и проведения заседаний ШМО: 4. Круглый стол - это беседа, в ней «на равных» участвуют до 10 учителей, которые делятся своим опытом, высказывают свое мнение по общей проблеме. 4. Круглый стол - это беседа, в ней «на равных» участвуют до 10 учителей, которые делятся своим опытом, высказывают свое мнение по общей проблеме.
Формы организации и проведения заседаний ШМО: 5.Конференция, которая проводится для подведения итогов работы (например, над единой методической темой, по теме эксперимента). Доклады участников конференции должны сопровождаться таблицами, видеозаписями, фотографиями, мультимедийными презентациями и другими средствами наглядности. Выступления докладчиков ограничиваются временными рамками и обязательно обсуждаются (после того, как докладчик ответит на вопросы). По итогам конференции принимается решение. 5.Конференция, которая проводится для подведения итогов работы (например, над единой методической темой, по теме эксперимента). Доклады участников конференции должны сопровождаться таблицами, видеозаписями, фотографиями, мультимедийными презентациями и другими средствами наглядности. Выступления докладчиков ограничиваются временными рамками и обязательно обсуждаются (после того, как докладчик ответит на вопросы). По итогам конференции принимается решение.
Формы организации и проведения заседаний ШМО: 6.Деловая игра - это форма заседания ШМО, в рамках которого учителя овладевают реальным опытом, учатся активно решать проблемы, а не быть сторонними наблюдателями. Игровая ситуация должна быть максимально приближена к реальной ситуации, актуальной для большинства членов МО. После инструктажа распределяются роли между участниками, в конце игры подводятся итоги (подсчет очков, объявление результатов). Однако необходима и самооценка действий играющих, соотнесение игровой ситуации с реальностью, определение значимости полученных результатов для формирования профессиональных интересов учителей 6.Деловая игра - это форма заседания ШМО, в рамках которого учителя овладевают реальным опытом, учатся активно решать проблемы, а не быть сторонними наблюдателями. Игровая ситуация должна быть максимально приближена к реальной ситуации, актуальной для большинства членов МО. После инструктажа распределяются роли между участниками, в конце игры подводятся итоги (подсчет очков, объявление результатов). Однако необходима и самооценка действий играющих, соотнесение игровой ситуации с реальностью, определение значимости полученных результатов для формирования профессиональных интересов учителей
Формы организации и проведения заседаний ШМО: 7.Творческие отчеты - эта форма заседания ШМО может использоваться для организации отчетов учителей по темам самообразования. 7.Творческие отчеты - эта форма заседания ШМО может использоваться для организации отчетов учителей по темам самообразования.
Формы организации и проведения заседаний ШМО: 8.Мастер-класс - это форма заседания ШМО, на котором представляется педагогический опыт, наиболее интересные и результативные способы преподавания. Эта форма предполагает, что педагог («мастер») передает остальным учителям свой опыт путем прямого и комментированного показа приемов работы. Перед учителем, готовящимся к мастер- классу, стоит задача - найти адекватные формы и способы представления своего опыта. Это могут быть и письменные теоретико-методические разработки, с которыми участники мастер-класса могут и должны познакомиться заранее, и методические иллюстрации в виде блок-схем, таблиц, презентаций, фрагментов уроков или элективных курсов. 8.Мастер-класс - это форма заседания ШМО, на котором представляется педагогический опыт, наиболее интересные и результативные способы преподавания. Эта форма предполагает, что педагог («мастер») передает остальным учителям свой опыт путем прямого и комментированного показа приемов работы. Перед учителем, готовящимся к мастер- классу, стоит задача - найти адекватные формы и способы представления своего опыта. Это могут быть и письменные теоретико-методические разработки, с которыми участники мастер-класса могут и должны познакомиться заранее, и методические иллюстрации в виде блок-схем, таблиц, презентаций, фрагментов уроков или элективных курсов.
Формы организации и проведения заседаний ШМО: 9.Методический ринг - эта форма предполагает состязание методических идей в реализации одной и той же проблемы. Например, методический ринг по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка» предполагает соревнование следующих методических идей: использование игровых технологий, организация группового взаимодействия, повышение роли самостоятельной работы учащихся и т. д. Отдельные педагоги (или группа) защищают свои идеи. Группа анализа (заместитель директора по УВР, руководитель ШМО, приглашенные эксперты) оценивают защиту. Соревнование методических идей завершается обобщающим выводом. 9.Методический ринг - эта форма предполагает состязание методических идей в реализации одной и той же проблемы. Например, методический ринг по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка» предполагает соревнование следующих методических идей: использование игровых технологий, организация группового взаимодействия, повышение роли самостоятельной работы учащихся и т. д. Отдельные педагоги (или группа) защищают свои идеи. Группа анализа (заместитель директора по УВР, руководитель ШМО, приглашенные эксперты) оценивают защиту. Соревнование методических идей завершается обобщающим выводом.
Виды домашних заданий : моделирование урока (фрагмента или целиком); моделирование урока (фрагмента или целиком); подбор литературы по определенному вопросу, проблеме; подбор литературы по определенному вопросу, проблеме; составление дидактического материала; составление дидактического материала; составление контрольных работ, тестов; составление контрольных работ, тестов; подготовка презентации по проблеме, вопросу; подготовка презентации по проблеме, вопросу; представление собственного опыта по проблеме, теме; представление собственного опыта по проблеме, теме; подготовка сообщения. подготовка сообщения.
Оформление заседаний ШМО Заседание школьного методического объединения обязательно протоколируется секретарем и заверяется руководителем ШМО. Протоколы ШМО с принятыми решениями являются официальным и отчетным документом. Они могут брошюроваться в отдельную папку или оформляться в тетради. Заседание школьного методического объединения обязательно протоколируется секретарем и заверяется руководителем ШМО. Протоколы ШМО с принятыми решениями являются официальным и отчетным документом. Они могут брошюроваться в отдельную папку или оформляться в тетради.