Модель организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы МБОУ СОШ 82 (городской семинар)
Из письма Министерства Образования РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ» «…приоритет в образовании отдаётся воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития…». Воспитание – это управление процессом развития личности человека через создание благоприятных условий.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Цель внеурочной деятельности: создание комфортных условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд важных задач: -обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; -улучшить условия для развития ребенка; -учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Фактор рискаВозможные пути разрешения Отсутствие площадок для реализации внеурочной деятельности Необходима пристройка Отсутствие достаточного финансирования ВУД - Недостаточное количество педагогов дополнительного образования в штатном расписании -дополнительная курсовая подготовка учителей (дистанционные формы обучения) -привлечение специалистов дополнительного образования из ЦВР «Галактика», МШК 40% педагогов прошли специальную курсовую подготовку для реализации ФГОС -участие в работе творческой группы учителей начальных классов в школе, районе -проведение районных и городских семинаров по проблеме реализации ФГОС -курсовая подготовка по ФГОС Недостаточная материально- техническая база для проведения внеурочной деятельности -закупка современных ТСО, мольбертов, музыкальных инструментов, наглядных пособий, макетов и др.
Модель организации внеурочной деятельности МБОУ СОШ 82 Оптимизационная модель. В ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель ГПД и др.) Преимущества данной модели состоят в сокращении финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Внеурочная деятельность в нашей школе организуется по направлениям развития личности спортивно-оздоровительное духовно-нравственное социальное общеинтеллектуальное общекультурное Для реализации внеурочной деятельности используются следующие виды организации: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, спортивно-оздоровительная деятельность Формы: экскурсии, кружки, специальные курсы, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Принципы организации внеурочной деятельности в нашей школе: соответствие возрастным особенностям обучающихся; свободный выбор курсов на основе личных интересов и склонностей семьи и ребенка; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; связь теории с практикой; доступность и наглядность; опора на традиции и ценности воспитательной системы школы;
НаправленияКлассы 1А,Б,В2А,Б,В Общекультурное направление Курс ИЗО студия «Палитра»33 ч.34 ч. Курс «Музыка детства»33 ч.34 ч. Спортивно-оздоровительное направление Курс «Хореография в школе»66 ч.68 ч. Общеинтеллектуальная деятельность Курс «Интеллектика»33 ч.34 ч. Курс «Проектные задачи»33 ч.34 ч. Духовно-нравственное направление Курс «Азбука нравственности»17 ч. Социальное направление Курс «Я и мир»16 ч.17 ч.
Результаты внеурочной деятельности Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственные духовно-нравственные приобретения ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Три уровня воспитательных результатов: 1 уровень(1-2 класс) Приобретение школьником социальных знаний 2 уровень. (3 классы) Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. 3 уровень (4 классы) Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Диагностики эффективности внеурочной деятельности школьников Цель диагностики - выяснить, являются ли воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Воспитание – это управление процессом развития личности человека через создание благоприятных условий. 1)Личность самого воспитанника (используется специальная методика «Личностный рост») 2)Детский коллектив (используется методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив») 3)Профессиональная позиция педагога (разработана методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя). 4)Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания ребёнка. Методическое пособие для учителей Д.В. Григорьева и П.В. Степанова «Внеурочная деятельность школьников», Москва, Просвещение, 2010 год.
Спасибо за внимание!