Развитие самопознания и индивидуальности детей посредством введения портфолио ребёнка Подготовила: Е. А. Кулик воспитатель МДОУ детского сада 9 комбинированного вида воспитатель МДОУ детского сада 9 комбинированного вида
Особое внимание к личности дошкольника, его индивидуальным способностям и особенностям развития - один из приоритетов современного подхода к воспитанию детей. Помочь ребенку раскрыть себя, найти то, что отличает его от других, способна технология "Портфолио". Этот необычный способ фиксации индивидуальных достижений позволяет отразить все интересное, что произошло в жизни малыша: положительные эмоции, творческие успехи, впечатления от прогулок, конкурсов, награды, забавные высказывания. Более того, портфолио не только станет памятной вещью для каждого воспитанника, но и пригодится при поступлении в школу.
Технология создания портфолио Папка достижений Включает в себя материалы, которые позволяют учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности
Более того, создание ученического портфолио стало одним из требований новых стандартов и важной составляющей системы оценивания учебных достижений.
С момента поступления в детский сад и вплоть до его окончания дошкольник проходит важнейший этап своего развития, результаты которого могут оказать влияние на всю его последующую жизнь. Вот почему важно зафиксировать и проанализировать изменения, полезные приращения в развитии и воспитании ребенка. Портфолио может оказать неоценимую услугу педагогам и родителям, стремящимся сделать образовательный процесс эффективным, поможет при необходимости провести коррекцию развития. Но главное в том, что все достижения будут видны самому воспитаннику, станут предметом его гордости, послужат средством, повышающим мотивацию познавательной и творческой деятельности.
Портфолио ребёнка дошкольника Это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности. Это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности. Такая форма работы объединяет усилия детского сада и родителей на: Оздоровление, Воспитание, Развитие ребёнка.
В этом случае ребенок является субъектом ведения портфолио, заинтересованным, увлеченным, который постоянно возвращается к папке своих достижений, без напоминания взрослого. В этом случае ребенок является субъектом ведения портфолио, заинтересованным, увлеченным, который постоянно возвращается к папке своих достижений, без напоминания взрослого. Ребенок начинает более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, что еще раз подтверждает его субъектную позицию.
Деятельность по ведению портфолио предполагает активное включение родителей в образовательную деятельность детей, да и образовательная программа ДОУ предполагает совместную деятельность педагогов и воспитанников, и взаимодействие с семьями воспитанников. Но родителей этому нужно учить, подсказывать. Из родителей мы воспитываем союзников, причем с первого дня как ребенок поступил в детский сад.
Внедрение технологии портфолио позволяет преодолеть типичные недостатки традиционной системы педагогической оценки: субъективизм; субъективизм; ограниченность; ограниченность; недооценивание возможностей ребенка. недооценивание возможностей ребенка.
Задачи совместного создания детского портфолио: 1. Информировать родителей о портфолио как индивидуальном портфеле достижений ребенка в различных видах детской деятельности. 1. Информировать родителей о портфолио как индивидуальном портфеле достижений ребенка в различных видах детской деятельности. 2. Вызвать интерес родителей к созданию портфолио. 2. Вызвать интерес родителей к созданию портфолио.
3. Активизировать и стимулировать творческие способности родителей по оформлению страниц портфолио. 3. Активизировать и стимулировать творческие способности родителей по оформлению страниц портфолио. 4. Повысить компетентность родителей в вопросах организации взаимодействия с ребенком в процессе ведения портфолио.
При формировании папки достижений важно учитывать ряд принципов : Во-первых: родители сами принимают решение, нужно их ребенку портфолио или нет. Во-первых: родители сами принимают решение, нужно их ребенку портфолио или нет. Во- вторых: участие ребенка в оформлении папки и отборе материалов обязательно. Во- вторых: участие ребенка в оформлении папки и отборе материалов обязательно.
В-третьих, важно не допустить "соревновательности". Каждый ребенок уникален, и портфолио призвано подчеркнуть это. В-третьих, важно не допустить "соревновательности". Каждый ребенок уникален, и портфолио призвано подчеркнуть это. В-четвертых, важна систематичность работы с портфолио. В-четвертых, важна систематичность работы с портфолио. Еще один принцип, который необходимо учитывать при составлении папки достижений, - отсутствие строгих требований к оформлению, главное, чтобы она нравилась ребенку. Еще один принцип, который необходимо учитывать при составлении папки достижений, - отсутствие строгих требований к оформлению, главное, чтобы она нравилась ребенку.
Безусловно, портфолио дошкольника существенным образом отличается от школьного, что обусловлено возрастными особенностями и педагогическими задачами, которые решаются в этот период развития ребенка.
Особое внимание следует уделить презентации портфолио. Ее можно проводить в день рождения ребенка, либо на выпускном празднике. Дети будут рады продемонстрировать собственные достижения сверстникам, родителям и воспитателям.
Необходимость оценки портфолио: Некоторые уверены, что она не нужна, поскольку детский сад - не школа, и подобного рода оценки здесь не уместны. Некоторые уверены, что она не нужна, поскольку детский сад - не школа, и подобного рода оценки здесь не уместны. Однако часть педагогов придерживаются иного мнения: при использовании любой технологии ставятся определенные цели и задачи, а значит, желательно отследить и оценить, насколько они выполнены. Тем более если рассматривать портфолио дошкольника как элемент преемственности между ДОУ и школой.
Можно использовать следующие критерии: достаточность и качество представленных диагностических материалов, позволяющих проследить динамику развития дошкольника; достаточность и качество представленных диагностических материалов, позволяющих проследить динамику развития дошкольника; широта направлений развития ребенка, отраженная в собранных материалах; широта направлений развития ребенка, отраженная в собранных материалах;
эстетичность оформления портфолио (оценивается только на заключительном этапе); эстетичность оформления портфолио (оценивается только на заключительном этапе); степень активности всех участников образовательного процесса в формировании портфолио. степень активности всех участников образовательного процесса в формировании портфолио.
Вывод: Если ребенок видит что его поделки "коллекционируются" берегутся, т.е. его усилия оценены, соответственно и самооценка ребенка будет иметь положительное развитие; Если ребенок видит что его поделки "коллекционируются" берегутся, т.е. его усилия оценены, соответственно и самооценка ребенка будет иметь положительное развитие; если же рисункам не придается должного внимания, выбрасываются, то это будет плохой мотивацией к дальнейшему продвижению в творчестве, к обучению в школе. если же рисункам не придается должного внимания, выбрасываются, то это будет плохой мотивацией к дальнейшему продвижению в творчестве, к обучению в школе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!