Какие универсальные умения формируются при работе над проектом Видеть проблему, анализировать данные, ситуацию; формулировать замысел своего действия, прогнозировать, а затем и определять условия и последствия реализации этого замысла; мечтать, фантазировать; налаживать коммуникацию и кооперацию, организовывать деятельность; вставать на точку зрения другого человека и смотреть на свою точку зрения его глазами (позиционное видение мира); программировать и планировать; оценивать результаты своей работы (в том числе сравнением замысла с результатом); способность действовать с позиции различных учебных предметов.
Разработка проекта I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) II этап: Сбор и обработка информации III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы: актуальность и важность данной проблемы; анализ разнообразной информации; программа действий; разработка варианта реализации своей программы. IV этап: Реализация плана действий (проекта)
V этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы) представляют проект на конференции; оформляют портфолио; готовят стендовую защиту; разрабатывают электронную презентацию и т.д. VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.) VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Правила выбора темы Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы: фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений; эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов; теоретические - эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.
Примеры нескольких общих замечаний по поводу выбора темы исследований. Назовем их условно правилами выбора темы исследования: Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Суметь услышать, понять, почувствовать интересы ребенка - сложная, но вполне решаемая педагогическая задача. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без её решения эта работа теряет смысл.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать, не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, ограничена у младшего школьника.
Учимся выдвигать гипотезы Гипотеза или гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа процесса творческого мышления. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Ценность предположений, даже нелепых, провокационных в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений.
Несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, в которых будут полезными два или более из этих предметов: деревянный брусок, велосипедная шина, молоток, пирожное, игрушечный автомобиль. Как вы думаете, почему щенки и котята любят играть? Предложите несколько разных гипотез по данному поводу.
Найдите возможную причину события: Дети стали больше играть во дворах; пожарный вертолет весь день кружил над лесом и т.п. Что бы произошло, если каждый человек мог бы попросить у волшебника исполнения трех своих самых главных желаний? Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло в результате.
Сбор материала Естественно, что источники информации во многом зависят от того, какая избрана тема. Для того чтобы помочь ребенку выбрать нужный информационный источник, заготовим карточки с различными вариантами источников информации. Например, ребенок выбрал тему исследования - «черепахи». Где можно взять информацию о черепахах? Берем карточки и последовательно раскладываем их на столе:
Подумаем, что нам известно о земноводных вообще и черепахах в частности. ? ?
Спросим у взрослых людей. Они в нашем случае будут экспертами (в этой роли может выступить любой взрослый).
Посмотрим справочники и книги по биологии.
Можно обратиться к компьютеру.
Подготовка к проекту В каком виде могут быть представлены результаты исследования? Этот вопрос также нуждается в индивидуальном рассмотрении. Результатом исследовательской работы является «сообщение», прообраз «доклада». Но это может быть и макет, выполненный из самых разных материалов, со словесным описанием действия представляемого объекта; это может быть самостоятельно написанная и проиллюстрированная книга. И вовсе не важно, что в ней может оказаться всего даже не несколько страниц, а несколько слов.
Критерии оценки при защите проекта Актуальность и новизна темы (проблема, поставленная в работе). Раскрытие заявленной темы, оригинальность основных мыслей работы, выводов. Содержательность материалов и разнообразие способов работы как условие достижения необходимого результата. Личная значимость работы (ценности, потребности, цели личности). Образовательный потенциал работы (использование личного опыта, ранее приобретенных знаний и умений, приобретение новых в процессе выполнения работы).
Соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектной деятельности, удерживание ее структуры: проблема, цель; образ конечного результата; способы и средства достижения результата; реализация задуманного; анализ результатов.
Защита проекта Этап «защиты проекта» пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения маленького исследователя.
Памятка взрослому Будет полезно, если вы будете придерживаться следующих простых, общих правил: *подходите к проведению этой работы творчески; *не сдерживайте инициативы детей; *поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите детей действовать независимо; *помните о главном «педагогическом» результате - не делайте за ребенка то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно; *не спешите с вынесением оценочных суждений; *оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать;
Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний: а) учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; б) старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; в) старайтесь обучать ребенка умениям анализировать, синтезировать, классифицировать информацию
Корректировка учебной программы по ОКМ во 2 классе. Тема учебнаяТема творческаяУМККласс 1. «Наше отношение к миру» «Мы все в ответе за чистоту на планете» «Школа России», Плешаков А.А. 2 класс; 2. «Явление природы»«Золотая осень!» «Школа России» Плешаков А.А. 2 класс 3. «Как предсказывают погоду» «Народные приметы» «Школа России» Плешаков А.А. 2 класс 4. «Звездное небо»«Путешествие по Зодиаку» «Школа России» Плешаков А.А. 2 класс
5 «Про воздух»«Красота неба» «Школа России» Плешаков А.А. 2 класс 6 «Про воду»,«Чистая вода – основа жизни» «Школа России» Плешаков А.А. 2 класс 7 «Какие бывают растения» «Красота растений» «Школа России» Плешаков А.А. 2 класс 8 «Какие бывают животные» «Все животные нужны, все животные важны» «Школа России» Плешаков А.А. 2 класс 9 «Комнатные растения» «Размножение комнатных растений» «Школа России» Плешаков А.А. 2 класс 10 «Про кошек и собак» «Портрет моего лохматого друга». «Школа России» Плешаков А.А. 2 класс 11 «Красная книга»«Возьмём под защиту» «Школа России» Плешаков А.А. 2 класс 12 «Город и село»«Родное село» «Школа России» Плешаков А.А. 2 класс 13 «На стройке»«Дом, который построю сам» «Школа России» Плешаков А.А. 2 класс 14 «Все профессии важны»«Кем хочу я стать» «Школа России» Плешаков А.А. 2 класс
Визитная карточка проекта « Чистая вода – основа жизни » Проект реализован учащимися 2 класса «Основной общеобразовательной школы 12» Учебные темы проекта: Вода, ее свойства. Круговорот воды в природе. Три состояния воды. Водные пространства Земли. Использование воды человеком. По характеру результата - информационно-исследовательский. По форме – проведение экспериментов, электронные презентации, портфолио проекта. По профилю знаний – межпредметный (окружающий мир, информатика) По численности – групповой. По времени выполнения – среднесрочный (2 недели)
Дидактические цели проекта. Формирование умений кратко и понятно излагать свои мысли, грамотно говорить. Формирование навыков работать в группе, умение отстаивать свое мнение, учитывая чужую точку зрения. Формирование умения работать с большим объемом информации, умения видеть проблему и ее пути решения. Формирование навыков самостоятельной деятельности.
Методические задачи проекта. Научить обрабатывать информацию, полученную в результате проведенных опытов и исследований. Познакомить с основными свойствами воды. Научить выделять главное, обобщать и систематизировать знания о воде. Сформировать представления о круговороте воды.
Вопросы, на которые должны отвечать учащиеся в ходе исследования Почему вода – это важнейшее богатство для человека? Почему на Земле 77% водной поверхности, а должны беречь водные ресурсы? Почему вода в реке не кончается? Как человек использует воду? Почему вода в море соленая? Как получить пресную чистую воду путем испарения и конденсации?
План реализации проекта. Погружение в проблему. Сбор и обработка информации. Разработка собственного варианта решения проблемы: Важность проблемы Анализ разнообразной информации Программа действий. Реализация плана действий. Подготовка к защите проекта Оформление портфолио. Разработка электронной презентации. Разработка буклета, публикации. Презентация проекта. Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления)