Автор Александрова Оксана
Основополагающий вопрос: Изменился ли социально-нравственный статус учителя в ХХI веке?
Проблемные вопросы Как влияют социальные изменения в обществе на статус учителя ? Какими нравственными качествами должен обладать учитель ХХI века?
ЦЕЛЬ: Выявить, влияет ли социальное состояние общества на демографическое положение в учительской среде и откладывает ли отпечаток на нравственный облик учителя?
Задачи: 1.Проанализировав произведения художественной литературы, выявить обобщенный образ учителя ХХ века. 2.Провести социологический опрос и выявить демографические изменения в учительской среде. 3.Провести анкетирование, выяснить, изменился ли социально-нравственный статус учителя в ХХI веке?
Из истории темы Не противоречит ли себе А.С.Пушкин, сказав в одном стихотворении: «Наставникам… за благо воздадим», а в романе «Евгений Онегин» написав: «Мы все учились понемногу: чему-нибудь и как-нибудь»?
Здесь нет противоречия. Эти два высказывания относятся к двум типам воспитателей, которые изображались в литературе конца 18 – начала 19 века. Пушкин не просто выразил благодарность педагогам лицея, у него есть стихи, посвященные конкретным наставникам.
О своем любимом педагоге, профессоре нравственных наук Александре Петровиче Куницыне, поэт написал: Куницыну дань сердца и вина! Он создал нас, он воспитал наш пламень, Поставлен им краеугольный камень, Им чистая лампада возжена…
Н.А.Некрасов своим учителем считал В.Г.Белинского, ему и посвящены знаменитые строки: Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колена…
О своем знаменитом педагоге, известном в ХIХ веке писателе Семене Раиче, писал поэт Ф.И.Тютчев: Ум скор и сметлив, верен глаз, Воображенье – быстро… А спорил в жизни только раз- На диспуте магистра.
«…учителей полки, числом поболее, ценою подешевле». Но был и другой тип учителя, он хорошо изображен писателями в сатирических образах: Цифиркин и Вральман в комедии Д.Фонвизина «Недоросль», француз Бопре из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», который сам кое-как научился у Петруши Гринева говорить по- русски, а остальное время пил, это и «француз убогий» lAbbe, обучавший Онегина по принципу: «…чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя».
Вывод: Таким образом, в литературе первой половины ХIХ века выделилось два типа учителя: учитель-наставник, воспитавший личность, вдохновивший на высокий труд, и учитель, не знающий своего предмета, а часто даже и русского языка, такой тип учителя изображен сатирически.
Каков традиционный образ учителя в литературе ХХ века? ( Метод аналитического исследования) Для анализа были выбраны следующие произведения: Чингиз Айтматов «Первый учитель» Андрей Платонов «Песчаная учительница» Василь Быков «Обелиск» Виктор Астафьев «Последний поклон» Валентин Распутин «Уроки французского» Юрий Бондарев «Простите нас».
Произведения описывают события, которые происходят в трудное для нашего народа время: в первые годы становления Советской власти (Ч.Айтматов «Первый учитель», А.Платонов «Песчаная учительница»); в годы Великой Отечественной войны (В.Быков «Обелиск», В.Распутин «Уроки французского»); в послевоенное время (В.Астафьев «Последний поклон», Ю.Бондарев «Простите нас»).
Труд учителя в те годы был сродни подвигу Ч.Айтматов в повести «Первый учитель» пишет: «Сам того не ведая, он совершил подвиг, потому что в те дни нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аила, в школе… вдруг открылся новый, не слыханный и не виданный прежде мир». О готовности учителя на самопожертвование говорится и в произведении В.Быкова «Обелиск», и в произведении В.Астафьева «Последний поклон», и в рассказе «Песчаная учительница» А.Платонова.
Любовь к детям – основное качество учителя Героиня Айтматова ярче всего выразила это качество учителя: «…мы все любили тогда своего учителя за его человечность».
Авторитет учителя в обществе был очень высок О том, что учитель на селе или в поселке был всеми уважаемый человек, лучше всего сказал В.Астафьев в произведении «Последний поклон»: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее и молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни поселенцев, ни самоходов. Еще уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу». Не случайно бабушка героя говорит своему внуку: «Учись, Витька, хорошенько! В учителя, может, выйдешь, либо в десятники…»
Учителей того трудного времени отличает высокая гражданская позиция, государственный взгляд на происходящее Учитель Мороз из повести В.Быкова «Обелиск», по словам героев произведения, своими поступками работал на будущее. И это было понятно ему одному. А в рассказе А.Платонова «Песчаная учительница» завгороно говорит героине: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой…»
В 70-е годы в литературе возник мотив вины перед учителем В.Распутин в повести «Уроки французского» начинает так свое повествование: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе,- нет, а за то, что сталось с нами после». А герой повести Ю.Бондарева Сафонов после встречи с учительницей не мог успокоиться, переживал чувство жгучего, невыносимого стыда. …он хотел написать Марии Петровне длинное извинительное письмо… На большой станции Сафонов … вышел из вагона, дал телеграмму на адрес школы. В телеграмме этой было два слова: «Простите нас».
В стихотворении А.Дементьева «Не смейте забывать учителей» очень емко сказано о русском учителе: Учителями славится Россия, Ученики приносят славу ей.
социологический опрос 1. Сравнительная характеристика зарплаты учителя, инженера и рабочего за 1989 и 2006 годы. 2. Какие демографические изменения произошли в учительской среде?
Результаты опроса
Мужской контингент в школе Директора- мужчины
Выводы: 1. Социальный статус учителя в 1989 году был выше, чем в 2006 году. 2. Зарплата учителя в 1989 году привлекала в школу педагогов- мужчин.
А Н К Е Т А Пошли бы вы сегодня работать в школу? Если нет, то по какой причине? Что вами движет, если вы выбираете работу в школе? Изменился ли нравственный облик современного учителя по сравнению с образом учителя из литературы ХХ века? Что изменилось в современном учителе? Что не изменилось в современном учителе? Каким должен быть современный учитель? Какие черты в учителе не желательны?
Р Е З У Л Ь Т А Т Ы А Н К Е Т И Р О В А Н И Я Пошли бы вы сегодня работать в школу?
Если нет, то по какой причине?
Что вами движет, если вы выбираете работу в школе?
Изменился ли нравственный облик современного учителя по сравнению с образом учителя из литературы ХХ века?
Что изменилось в современном учителе? Стал более практичным Исчез романтизм Стал более раскрепощенным Нет высокой гражданской позиции
Что не изменилось в современном учителе? Любовь к детям Любовь к своей профессии Честность, порядочность
Каким должен быть современный учитель? Знать хорошо свой предмет -28 человек любить детей – 28 человек быть в курсе всего, что происходит в мире – 14 человек быть интересным человеком – 12 человек быть честным, справедливым человеком – 15 человек знать современные компьютерные технологии – 7 человек
Какие черты в учителе не желательны? Крик ливость непорядочность амбициозность нелюбовь к детям незнание своего предмета
Выводы: 1.Образ учителя всегда волновал писателей и поэтов, потому что педагог формирует личность ученика. Многие поэты и писатели Х1Х века имели великих наставников, поэтому в их произведениях коленопреклоненное к ним отношение. В то же время в литературе всегда сатирически изображались учителя, не знающие своего предмета, легкомысленно относящиеся к своим обязанностям. 2.Литература ХХ века создала образ учителя с высокими моральными качествами, который выполнял великую миссию – образовать безграмотный народ России. Социальный и нравственный статус учителя был высок: учитель получал зарплату, равняющую его с инженером, с высококвалифицированным рабочим. Любовь к детям, преданность своему делу, готовность к самопожертвованию и высокая гражданская позиция – вот что отличает учителя ХХ века.
3.Переход России в новую экономическую формацию изменил социальный статус учителя, он получает зарплату ниже зарплаты инженера и рабочего. Это унизительное положение повлияло на демографию в педагогических коллективах : в школе все меньше остается учителей- мужчин, директорами школ чаще бывают женщины, чем мужчины. 4.Приятно сознавать, что мало изменился нравственный облик учителя: в учителе также остается главным качеством любовь к детям и к своей профессии, учитель так же, как и в хх веке, остается совестливым человеком. Правда, кажется, в учителе исчезает романтика, он становится более практичным человеком. Наверное, это правильно, ведь учитель должен уважать себя, зарабатывать себе на жизнь еще каким-то способом, если на зарплату невозможно прожить.Выводы:
5.Ученики же всегда останутся благодарными своим любимым учителям. От имени выпускников третьего педкласса Гилева Татьяна написала такие стихи: Педагоги, учителя- Вторые мамы, вторые папы. Вас зовут так, конечно, не зря. Вы простите, мы были не правы. С вами спорили мы всегда, Стать хотелось скорее постарше, А сейчас, через год или два, Нам так хочется стать хоть чуточку младше. Но нельзя повернуть все назад, Перед нами большая дорога. Как сегодня печален ваш взгляд, И нам тоже взгрустнулось немного. Мы сегодня сказать вам хотим, Что вас всех мы любили и любим, И хоть мир весь вдруг станет другим, Мы вас всех никогда не забудем! Мы вам всем благодарны за то, Что по жизни шагать научили, Различать, где добро, а где зло, Нам наставниками добрыми были.
Используемая литература: Чингиз Айтматов «Первый учитель» Андрей Платонов «Песчаная учительница» Василь Быков «Обелиск» Виктор Астафьев «Последний поклон» Валентин Распутин «Уроки французского» Юрий Бондарев «Простите нас».