Образовательная технология « Портфолио » и возможность ее применения в обучении. Переход на новую образовательную модель 12-летнего общего образования связан с разрушением многих традиций в организации процесса обучения, воспитания и развития, но прежде всего с разрушением привычных подходов к оцениванию результатов деятельности как учителя, так и ученика. Этим и объяснеяется внимание к новшеству Концепции новой школы, которое носит название портфолио. Это новшество признается сегодня в качестве одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании и создающих основания для альтернативного оценивания результатов образования.
Портфолио (от франц. porter –излагать, нести и folio- лист, страница) –досье, собрание достижении. Это понятие пришло из эпохи Возрождения, от архитекторов, которые представляли заказчикам собранные в особую папку наброски своих проектов. Папку назвали «портфолио», она позволяла заказчику составить впечатление о профессиональных качествах мастера. В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей представляет собой альбом фотографий». Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в США. В конце прошлого века идея применения портфолио в школе становится популярной во всем мире.
Что же такое портфолио и как оно может повлиять на рост профессиональной компетентности участников образовательного процесса и на развитие школы в целом? собрание образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения его владельца; форма целенаправленной систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений; технология саморазвития и самосовершенствования; средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования; средство самопрезентации и карьерного роста; иллюстрация усилий, достижений в управленческой и методической деятельности; « средство мониторинга и оценки индивидуального прогресса; лучшее и избранное!!!
Портфолио учащихся- это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Он позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной – и является важным элементом практико- ориентированного подхода к образованию. Портфолио учащихся определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».
Важная цель портфолио- представить отчет по процессу образования ученика, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального пргресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности, практически применять приобретённые знания и умения.
Портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи: Дать возможность каждому школьнику показать все, на что он способен: Создать для ученика «стимул роста»; Сформировать личную траекторию образования; Демонстрировать способность ученика практически применять приобретенные знания и умения; Представить отчет по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального продвижения в широком образовательном контексте.
Простые портфолио могут быть трех видов: 1. Портфолио документов как витрина достижений. Это прежде всего: лицензии; сертификаты; дипломы; свидетельства и т.д. 2. Портфолио отзывов (оценок): рецензии; характеристики; благодарности и т.д. 3. Портфолио процесса как набор (коллекция) материалов и творческих работ, демонстрирующих возможности, усилия и прогресс в развитии и достижении конкретной цели.
Комплексный портфолио состоит из 2-3 разделов: набор документов; набор отзывов; набор (коллекция) авторских материалов и творческих работ по теме портфолио в соответствии с его назначением, демонстрирующих усилия и прогресс, персональный или коллективный.
Структура портфолио 1. Титульный лист. 2. Олимпиады 3. Конкурсы 4. Достижения в системе дополнительного образования, довузовской подготовки и иных образовательных учреждениях 5. Тема и цель ведения портфолио. 6. Основные задачи индивидуальной профессиональной деятельности (профессионального развития) на предстоящий (конкретный) период, 7. Практики,проектные и творческие работы. 8. Документы и материалы из опыта работы (авторские) по теме портфолио в соответствии с его видом и назначением.
Примерный перечень документов : 1. Сертификаты, документы, материалы работ 2. Тексты, электронные версии представленных работ (фотографии) 3. Рецензии 4. Заключение о качестве выполненной работы 5. Отзывы о работе 6. Резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений 7. Эссе, посвященное выбору направления дальнейшего обучения 8. Рекомендательное письмо о прохождении социальной практики 9. Награды, грамоты, поощрения
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Нужно стараться с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Как выглядит портфолио ученика начальной школы? Важно помнить
Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ РАЗДЕЛ «МОЙ МИР« РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА» РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА« РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО» РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ» РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ» ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ»
Цели ведения портфолио учителем: Систематизация опыта; Более четкое определение направлений развития, облегчающее самообразование или консультирование со стороны коллег и администрации; Более объективная оценка профессиональных умений; Помощь в аттестации, в получении более высокой категории, более высокой должности при участии в конкурсе, поступлении в аспирантуру и т. п.
Правила составления портфолио : Как можно более точно сформулировать портфолио, самокритично оценив свои возможности и способности ; Определить вид и структуру портфолио, виды рефлексии и критерии оценки; Собрать имеющиеся документы и материалы и расположить их в определенном порядке; составить перечень; Все документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рецензентов, авторов рекомендаций; Важно периодически пополнять портфолио соответствующими документами и отслеживать результаты работы в соответствии с поставленными целями; Указать источники используемой для работы информации, описывать средства и методы работы;
Структура портфолио учителя : Титульный лист Общие сведения об учителе Методический раздел Публикации Раздел «Результаты работы» Учебные достижения учащихся Внеурочные предметные достижения учащихся Результаты деятельности педагога как классного руководителя Раздел «Отзывы»
Возможный вариант составления папки достижения образовательного учреждения Структура портфолио ОУ Титульный лист Официальные документы или «Портфолио документов» «Портфолио работ» «Портфолио отзывов»
Титульный лист Полное название ОУ Тип и вид ОУ Год основания ОУ Юридический адрес (индекс) Телефон, факс,е-mail Адрес сайта в Интернете ФИО руководителя Банковские реквизиты РНН СИК Свидетельство о регистрации Структура ОУ
Портфолио документов Информация о наградах ОУ (какие, за что) Количество отличников, медалистов Награды учителей школы
«Портфолио работ» Результаты олимпиад Кружковая работа Факультативы Конференции,семинары Конкурсные работы Печатные работы Призовые места в городских и областных мероприятиях Индивидуальные достижения учеников,учителей школы
«Портфолио отзывов» Отзывы родителей Анкетирование школьников Выпуски стенгазет Статьи об ОУ, учителях, учащихся Статистика медалистов, победителей олимпиад Благодарственные письма в адрес школы, учителей, учащихся
Актуальность. Проблемы. Реализация. Необходимость… Портфолио ученика и учителя.
Задачи педмастерской: Рассмотреть различные варианты портфолио учителя и ученика. Научить отбирать и анализировать наиболее необходимый материал. Показать практическую значимость и перспективу развития портфолио.
Диагностика профессиональной деятельности позволяет: Учителю: - реально представить результаты своего труда - увидеть свои резервы - иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию Администрации: - осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя
В итоге: Кто работает с портфелем достижений, тот работает больше, но его работа будет интереснее, его ученики станут более самостоятельными, а их достижения более зримыми.