Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ Особенности композиции романа И.А.Гончарова «Обломов»
помочь учащимся понять особенности композиции романа И.А.Гончарова «Обломов» ЦЕЛЬ:
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА Роман был задуман в 1847 году и писался в течение 10 лет. Работа над романом шла медленно. Полностью роман «Обломов» был впервые опубликован только в 1859 году. Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА РОМАНА Илья Ильич Обломов это дворянин, который живёт в Петербурге, практически не выходит из дома и нигде не служит. Он лишь лежит на диване и мечтает о том, как надо жить, об уютной безмятежной жизни в родной Обломовке. Никакие проблемы упадок хозяйства, угрозы выселения из квартиры не могут сдвинуть его с места, и только его друг детства Штольц, полная противоположность вялому мечтательному Илье, заставляет героя на какое-то время очнуться, окунуться в жизнь, прежде чем он окончательно угаснет в «обломовщине». Захар слуга Обломова, верный ему ещё с детства. Штольц Андрей Иванович друг детства Обломова, наполовину немец, практичный и деятельный. Ильинская Ольга Сергеевна дворянка, возлюбленная Обломова, затем жена Штольца. Пшеницына Агафья Матвеевна хозяйка квартиры, в которой жил Обломов, затем его жена. Мухояров Иван Матвеевич брат Пшеницыной, чиновник. Алексеев знакомый Обломова, неопредёленный и всегда со всем согласный. Тарантьев Михей Андреевич знакомый Обломова, жуликоватый и хитрый.
ПЛАН РОМАНА 1.Образ жизни Ильи Ильича Обломова. 2.История Андрея Штольца - друга Обломова. 3.Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской. Илья Ильич влюбляется в неё. 4.Обломов узнаёт об ответной любви Ольги. Обломов счастлив. 5.Герой романа переезжает на Выборгскую сторону к Агафье Матвеевне Пшеницыной. 6.Обломов отказывается от мечты жениться на Ольге, объясняется с ней. 7.Ольга Ильинская соглашается выйти замуж за Андрея Штольца. 8.Обломов находит своё счастье, женившись на Агафье Матвеевне Пшеницыной. У них рождается сын Андрей. 9.Обломов умирает. Штольцы берут на воспитание его сына.
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ РОМАНА Композиция романа чрезвычайно своеобразна и уникальна в русской литературе. Композиция сюжета выглядит растянутой, нединамичной, осложнена и нагружена параллельными сюжетными линиями, деталями. Н.А.Добролюбов пишет, что как раз эти композиционные вставки, которые замедляют действие (например, «Сон Обломова»), имеют важнейшее значение в романе. Возможно, именно такая композиция, несмотря на упрёки некоторых критиков, в большей степени соответствует авторской идее, служит задаче её выражения. Композиция «Обломова» интересна даже своим несовершенством, своей расплывчатостью, соответствующей характеру главного героя.
Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. В детстве Илюша был живым, любознательным ребёнком, однако уклад жизни в имении Обломовых (на первом месте еда и сон), а также барское воспитание (мальчику ничего не давали сделать самому) заставили его «ищущие проявления силы» обратиться внутрь и поникнуть. Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди. Гончаров нанёс удар по всей крепостной системе. ЗНАЧЕНИЕ «СНА ОБЛОМОВА» В КОМПОЗИЦИИ РОМАНА
ЭКСПОЗИЦИЯ РОМАНА Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.
ЗАВЯЗКА РОМАНА В III и V гл. второй части завязывается узел события знакомство Обломова с Ольгой Ильинской. Зарождающаяся любовь и составляет завязку. РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ VI-XI главы второй части развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но герой сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чём мы узнаём из его письма к Ольге.
КУЛЬМИНАЦИЯ РОМАНА Кульминация XII глава третьей части, в которой Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Однако даже во имя любви он не может пожертвовать своим покоем. РАЗВЯЗКА ДЕЙСТВИЯ Развязка медленно подготовлена всем ходом обломовской жизни. В XI-XII главах третьей части показан разрыв отношений Обломова и Ольги и возвращение героя к халату, тапочкам и дивану.
ПОСТПОЗИЦИЯ РОМАНА В четвертой части дана постпозиция романа, где показано дальнейшее угасание главного героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Агафьи Пшеницыной. Илья Ильич снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.
ЭПИЛОГ В эпилоге (XI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мёртвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И всё это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.
РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В РОМАНЕ Развитие действия это весна любви Обломова, весна его будущей жизни, лето счастливая пора беззаветной любви к Ольге, желание навсегда связать с ней свою судьбу, осень осень души Ильи Ильича, его любовь «отцветает», жизнь теряет свой смысл, он разрывает отношения с Ольгой. зима покой души: женитьба на Пшеницыной, рождение сына, смерть… Конечно, в первую очередь внимание привлекает описание лета. Гончаров мастерски умел показать кульминацию, пик лета – июльский зной, размеренное дыхание природы, жар поля и прохладу леса. Описания полны красками, они полностью отвечают настроению главных героев. Роль пейзажа в раскрытии характеров велика. Летний пейзаж характеризует Ильинскую, осенний – Пшеницыну.
1 часть 2 часть 3 часть 4 часть ВЕСНА ЛЕТО ЗИМА ОСЕНЬ ПОКОЙ НАРУШЕНИЕ ПОКОЯ РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В РОМАНЕ
ЯЗЫК РОМАНА Язык романа отличается лёгкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами х гг. XIX века. Основная особенность авторской речи в романе заключается в том, что построена она на основе живого, разговорно- бытового народного языка. Однако из простонародных слов Гончаров отбирает только те, которые вошли в общий оборот. Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев. Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?
«История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не бог весть какая история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстаёт перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесённое ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины». (Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?») РОМАН В ОЦЕНКЕ КРИТИКИ «Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его свойства независимо от того или иного общественного положения…Если бы Гончаров написал лишь одного «Обломова», то и этого было бы достаточно, чтобы признать за ним непререкаемое право на одно из самых выдающихся мест в первом ряду русских писателей». А.Ф.Кони
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ: 1.Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе: книга для учителя. - М.: Творческий центр, Северникова Н.М. Учебное пособие по литературе. - М.: Высшая школа, Фадеева Т.М. тематическое и поурочное планирование по литературе в 10 классе. - М.: Экзамен, Википедия - свободная энциклопедия: 5.Особенности художественной формы романа И.А.Гончарова «Обломов»: 6.Иллюстрации Н.Щеглова к произведениям И.А. Гончарова: hoto